Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) опубликовала проект закона "О клиринге и клиринговой деятельности". Этот законопроект, определяет понятия института взаиморасчетов участников биржевых торгов, описывает порядок работы и функции центрального контрагента на биржах.
Документ направлен в профильные ведомства - минэкономразвития, минфин и ЦБ, и глава ФСФР Владимир Миловидов высказал мнение, что "если поступят какие-то предложения, то мы их будем рассматривать, однако считаем, что закон готов". По новому законопроекту центральным контрагентом может выступать не только клиринговая, но и кредитная организация, которая не осуществляет операции по приему вкладов физических лиц. В то же время центральный контрагент не вправе осуществлять деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг, другими словами, не может работать в рамках биржи, а вынужден быть отдельным юрлицом.
По мнению главы ФСФР, новый законопроект направлен на увеличение оборотов на бирже. Введение института центрального контрагента должно позволить достичь нескольких целей: увеличить гарантированность и возвратность сделок, ускорить процесс их совершения, снизить административные барьеры. Когда гарантом на рынке будет выступать центральный контрагент, все сделки будут проходить через него, и это приведет к повышению прозрачности.
Кстати, несмотря на то, что любая масштабная торговля финансовыми инструментами не может обходиться (и не обходится) без клиринговой "составляющей", в России до сих пор не существует четкой полноценной правовой базы для такой деятельности. Председатель правления НАУФОР Алексей Тимофеев выразил уверенность в том, что проблемы на рынке репо в прошлом году, могло бы и не быть, если бы законодательство о клиринге было принято раньше, система управления рисками формировалась бы вокруг центрального контрагента.