Министр транспорта Игорь Левитин недавно заявил, что "по проектам железнодорожного сообщения между РФ и Южной Осетией мы рассматриваем параллельно как вариант обхода Рокского туннеля, так и его модернизации". Поясним: речь идет о создании новой стальной магистрали между Россией и Закавказьем протяженностью лишь 145 (вариант - 160) км. С середины 1980-х не было построено ни одной новой железной дороги между РФ и Закавказьем.
Вопрос о транспортных связях с Южной Осетией остро стоит на повестке дня хотя бы потому, что у российского бизнеса есть интерес к освоению югоосетинских ресурсов (курортных, месторождений свинцово-цинковых руд, аграрных). Но железнодорожное сообщение между РФ и Осетией прервано в 1992 году и возможно только через Грузию. Хотя еще в советский период разрабатывались проекты сообщения напрямую, грузинским властям удавалось убеждать Москву в нецелесообразности таких проектов.
В октябре прошлого года во Владикавказе было подписано Соглашение "О сотрудничестве и взаимодействии на период 2009-2011 годов" между Республикой Северная Осетия - Алания и филиалом РЖД "Северо-Кавказская железная дорога", предусматривающее, в частности, создание железной дороги Южная Осетия - РФ. В этой связи начальник Северо-Кавказской железной дороги Владимир Голоскоков отметил, что "для железной дороги из России в Южную Осетию, выгодной обеим сторонам, нужны проектные разработки. Предпроектные и проектные работы берет на себя инвестор, в данном случае это РЖД, а строительство дороги будет осуществляться из государственных источников". По словам председателя правительства Северной Осетии Николая Хлынцова, "предусматривается расширение возможностей станции Алагир, чтобы грузы, предназначенные для Южной Осетии и оттуда, как можно в больших объемах проходили через станцию Алагир".
Есть два варианта одного маршрута: Алагир (на юго-западе Северной Осетии) - Цхинвал в 145 км по Рокскому тоннелю, упомянутому министром транспорта РФ. Второй вариант - прокладка дороги в обход тоннеля (по Куртатинскому ущелью) сулит меньшие трудности строителям, но магистраль удлиняется на 15-17 км. В обоих вариантах инвестиции превышают, по предварительным оценкам, 20 млрд рублей в текущих ценах.
При необходимости магистраль Цхинвал - Алагир сможет восстанавливать и развивать транспортно-экономические связи и далее по кратчайшему маршруту (то есть Тбилиси - Гори - Цхинвал - Алагир), что, по предварительным экспертным прогнозам, во-первых, сократит расходы Грузии по направлению Грузия - РФ в обоих направлениях минимум на треть. Во-вторых, Россия получит самый короткий железнодорожный путь через Южную Осетию и Грузию в Армению, Турцию и Иран: в этом случае транспортные расходы сократятся минимум на 20%. А в-третьих, увеличение грузового объема Армении, Турции и Ирана по новому железнодорожному направлению РФ - Южная Осетия - Грузия в обоих направлениях может составить 35-40%. Транзитные доходы станут весомым подспорьем и для югоосетинской экономики.
Русурсный потенциал и железнодорожные проекты в Северной и Южной Осетии