В центре Берлина замерло все дорожное движение. Громадные колонны тракторов двигались по направлению "Большой звезды" - автомобильной развязки у памятника победы в немецко-французской войне.
Теперь "Большая Эльза" - так называют в Берлине статую на вершине громадной колонны памятника - стала свидетельницей войны крестьян. Шесть тысяч работников сельскохозяйственной отрасли приехали в немецкую столицу, чтобы выразить свое недовольство низкими ценами на молоко, разоряющими его производителей.
Берлинцы понимающе разворачивали машины перед колоннами тракторов, увешанных транспарантами. Многим лозунги крестьян казались вполне правомерными: повысить цену на молоко, увеличить государственную помощь сельскому хозяйству, снизить налоги.
Как выяснилось, движение в Берлине остановилось недаром. Недаром голодающие сельхоз производители разбили пикет перед администрацией канцлера. Их действия произвели необходимое впечатление на правительство: кабинет министров в срочном порядке принял решение о снижении налога на дизельное топливо с 47 до 25 центов за литр. Это означает, что правительство субсидирует разницу из бюджета. А это более чем полмиллиарда евро за два года со сниженным налогом.
Поможет ли этот шаг крестьянам? Первая реакция на нововведение была положительной. Забастовки прекратились, тракторы разъехались по своим угодьям. Требования Немецкого союза крестьян об облегчении положения производителей молока было выполнено. Однако критика слышна со всех сторон.
Во-первых, выгоду от снижения налогов получат большие сельхозпроизводители, а не мелкие крестьянские хозяйства. Во-вторых, налоги на дизель в Германии останутся самыми высокими на европейском уровне - в настоящий момент они в 40 раз выше, чем во Франции. В-третьих, проблема перепроизводства молока и связанная с этим проблема снижения рыночных цен не будет решена.
Именно поэтому Немецкий союз производителей молока требует сохранения квот на молоко. Она была введена в 1984 году на всей территории тогдашнего ЕС. Однако под давлением отдельных земель Европейская комиссия постановила ежегодное увеличение квоты до 2015 года. Несмотря на субсидии ЕС за перепроизводство сельхозпродукции, многие из ста тысяч сельхозпроизводителей Германии вынуждены бороться за выживание.
Немецкие крестьяне проигрывают в жесткой конкуренции с дешевыми производителями из стран Восточной Европы. Уже сейчас цена на литр молока в некоторых федеральных землях опустилась до 20 центов за литр. Это не покрывает затрат крестьянских хозяйств. Ведь для буренок требуется первоклассный корм, ветеринарный уход и чистое стойло. Поэтому по самым скромным подсчетам реалистичной ценой были бы 40 центов за литр.
Пока же не ясно, чем закончится противостояние правительства и крестьян. Решение так или иначе должно приниматься на европейском уровне. Без твердой политики снижения квот на производство молока и однозначного регулирования цен для всех членов ЕС улучшение на внутренних рынках отдельных стран невозможно.