За счет гибкой тарифной политики и более рационального использования ресурсов на железной дороге Росжелдор намерен снизить убытки отрасли. Заместитель министра транспорта Андрей Недосеков предложил ввести прогрессивную шкалу оплаты за простой пустых вагонов на станциях.
Чем дольше они стоят, тем больше должен платить собственник, поскольку вагоны мешают прохождению других поездов. Сейчас же ставки за оплату пустопорожних вагонов взимаются по фиксированной стоимости. Вчера на совете Росжелдора было высказано мнение о необходимости ввести регулирование этой "услуги" через Федеральную службу по тарифам.
Кроме того, Недосеков подчеркнул, что тарифная политика грузовых перевозок давно нуждается в пересмотре. Она должна стать более гибкой. И пример: как только грузов стало меньше, грузинские коллеги стали "играть тарифами", снизив в два раза транзитные расценки на перевозку глинозема. И тем самым переманили транспортные компании с российской территории. На совете шел разговор и о необходимости заключения государственной компанией РЖД долгосрочных контрактов с электроэнергетиками, чтобы снизить стоимость электричества для железных дорог.
Вывод изношенного грузового состава и обновление парка смогут сыграть также положительную роль в оптимизации расходов. Недосеков предложил Ространснадзору совместно с Росжелдором и коллегами из СНГ, которые входят в железнодорожное пространство "1520", провести ревизию подвижного состава, вывести весь устаревший парк. Что касается новых вагонов, то РЖД просит дополнительно 100 миллиардов рублей, в том числе и на закупку подвижного парка. По мнению первого вице-президента компании Вадима Морозова, эти дополнительные вливания в РЖД поддержат и смежные отрасли своими заказами, в том числе машиностроение и металлургию. По сравнению с прошлым годом РЖД приходится на 29 процентов урезать объемы заказов на грузовые вагоны и отказываться от половины закупок пассажирских вагонов. В компании сейчас рассматривают вопрос о получении дополнительных средств от продажи акций зависимых и дочерних предприятий примерно на 15 миллиардов рублей. Но на продажу непрофильных активов, а в их числе и социальные объекты, необходимо получить разрешение правительства. Пока "добро" на это не дали.
Для поддержки частных компаний сейчас готовится проект нормативно-правового акта по оказанию в 2009 году собственникам подвижного состава государственной поддержки по возмещению части затрат на уплату кредитных процентов и по лизинговым платежам. Реально такой документ может быть подписан в июне-июле этого года. По мнению аналитиков, скорее всего деньги в размере одного миллиарда рублей будут найдены за счет перераспределения средств.
Еще одна проблема - некоторые регионы не расплатились с РЖД за местные пассажирские перевозки. И поэтому предлагается законодательно прописать их обязанности по возмещению этих затрат.