Бюджетное послание
Внимание СМИ и экспертной среды привлекло представленное в понедельник Бюджетное послание президента. Медведев, очевидно, начал реализовывать новую идеологию работы исполнительной власти с бюджетом. Глава государства предлагает через призму бюджета по-иному взглянуть на формулировки стратегических целей и тактических задач власти. Теперь правительство должно руководствоваться не прежним подходом, в котором экономическая и социальная политика встраивались иногда в искусственные рамки ради сохранения параметров бюджета. Вместо такого "бухгалтерского" подхода предлагается подход "целевой" - возможности бюджета должны использоваться для реализации задач модернизации страны и развития инноваций. Вторая важнейшая "максима" новой бюджетной идеологии - отказ в будущем от самого простого и поэтому привлекательного для минфина механического секвестра. И, наконец, третье. Медведев, очевидно, демонстрирует спокойствие при принятии подобных решений.
Встреча с бизнесом
Состоявшаяся во вторник встреча президента с представителями бизнеса четко показала - государство со своей стороны обещает российскому бизнесу поддержку. Очевидно, что такого рода поддержка нужна. Но в то же время общество вряд ли способно "переварить" новую психологию "капитанов экономики". В отличие от 90-х сегодня бизнес больше ориентируется на государственную помощь, в свою очередь не помогая государству решать многие важные социальные проблемы. Государство сегодня может оказаться в сложной ситуации - опасаясь за будущее бизнеса, начать оказывать ему большую поддержку, чем он нуждается на самом деле. Такой подход может в результате создать "тепличную" среду и в результате сделать наших бизнесменов неконкурентоспособными.
Еще раз про историю
Вторую неделю не утихают страсти вокруг образованной президентом комиссии по борьбе с фальсификациями отечественной истории. Некоторая часть политически активной публики восприняла еще даже не начавшую работу комиссию "в штыки". При этом большинство комментаторов, требующих ввести в состав комиссии профессионалов, сами профессионалами не являются. У них срабатывает традиционная "интеллигентская" установка: к государству нужно относиться с презумпцией виновности. Нагнетание истерии теми, кто сам привык руководствоваться не фактами, а эмоциями, способно надолго подорвать доверие к истории. Необходимо учитывать, что такого рода предвзятое отношение чревато еще более серьезным недопониманием между властью и обществом. В гос аппарате работает много людей, хорошо знающих историю и понимающих, с кем и с чем имеют дело. Дилетантский же подход критиков комиссии в свою очередь порождает новые фальсификации, а мы все сталкиваемся с тем, что чуть ли не любой учитель истории (безусловно, уважаемый) становится "историком", а любой мало-мальски увлеченный историей человек - чуть ли не всеми признанным "специалистом" по той или иной теме. Апелляции "внесистемных обществоведов" к таким "авторитетам" ни к чему хорошему не приведут. Для оценок работы комиссии нужно подождать хотя бы первых результатов ее работы.