Предыдущая встреча в рамках Совета Россия - НАТО, состоявшаяся в конце апреля, получила довольно неожиданную концовку. Тогда, уже после завершения протокольной части мероприятия, генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер попросил нашего постпреда при НАТО Дмитрия Рогозина о личной встрече.
Как оказалось, это было сделано лишь для того, чтобы объявить о лишении аккредитации двух сотрудников российского постпредства в связи с "деятельностью, не соответствующей дипломатическому статусу". Вместо процесса по восстановлению полноценного диалога, заинтересованность в котором альянс однозначно демонстрировал, натовцами был неожиданно затеян громкий шпионский скандал. В качестве ответных зеркальных мер Россия вынуждена была объявить о высылке из страны руководителя информационного бюро НАТО и одного из его сотрудников.
Перед сегодняшней встречей постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин рассказал "РГ" о предстоящем заседании Совета.
Российская газета: Каких результатов стоит ждать от встречи?
Дмитрий Рогозин: Данное заседание Совета должно окончательно определить, готовы ли мы перейти от обсуждения общих тем к новому качественному уровню отношений. А также выяснить, связана ли демонстрируемая в настоящее время альянсом вялость воли к налаживанию сотрудничества с коньюктурным периодом, обусловленным формированием новых постов в структуре НАТО после выборов в США и сменой генсека организации. Или речь идет о том, что в принципе существует хроническая неготовность НАТО к интенсификации политического и военного диалога с Россией.
РГ: Каковы перспективы возврата к полноценному диалогу между Россией и НАТО?
Рогозин: Сейчас в НАТО существует два сценария развития событий. В альянсе есть достаточно солидная лоббистская группа, которая считает, что в условиях возникновения новых угроз в мире контрпродуктивно затягивать встречу Россия - НАТО на уровне министров иностранных дел с участием Сергея Лаврова, способную открыть возможности налаживания полноценного военного сотрудничества. Эта группа настаивает, что министерскую встречу надо провести до конца июня, то есть успеть к визиту американского президента Барака Обамы в Россию, что станет хорошим примером "перезагрузки" в российско-натовских отношениях.
Другая, довольно влиятельная группировка в альянсе, ориентируется на нового генсека НАТО Андерса Фога Расмуссена. Ее представители считают, что бессмысленно проводить такую встречу сейчас, так как она ничего не даст кроме внешнего лоска. Разумнее дождаться вступления в должность нового генсека, провести с ним встречу в начале сентября. Потом, не оттягивая, организовать встречу начальников генштабов и министров обороны и к концу года провести визит Расмуссена в Россию. Это более осторожная схема. Но и первый, и второй сценарии направлены именно на разблокирование отношений. Мы обречены на более или менее осторожное, но все-таки позитивное развитие событий.
РГ: Что включает в себя рабочая повестка Совета?
Рогозин: Будет обсуждено два вопроса: первый традиционный - актуальные события и тенденции в евроатлантическом регионе в области безопасности. И второй - об оценке текущих отношений между Россией и НАТО.
Также не могу исключить, что в повестку может быть включен вопрос о Северной Корее. Хотя до сих пор мы не рассматривали вопросы, связанные с какими-либо испытаниями или действиями, происходящими в тех регионах, которые далеки от НАТО. Но сейчас с учетом консолидированного решения в рамках Совета Безопасности эта тема нуждается в обсуждении. И я считаю, что есть основания говорить о возможности выработки общей позиции. Несмотря на то что сейчас мы довольно далеки из-за известных событий, чтобы работать над общими документами, тем не менее сама жизнь нас может к этому подтолкнуть.