Новости

28.05.2009 02:00
Рубрика: Власть

Агент на крыше

Деньги, которые платит рекламодатель за рекламные баннеры и щиты на крышах, фасадах и торцах зданий, должны идти в карман жильцов домов, на которых они размещены. Такова суть поправок, которые рассматривают в Госдуме.

Сдай фасад - живи безбедно

Автор инициативы - глава Комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников убежден, что эти поправки защитят интересы собственников жилья в многоквартирных домах.

Специального закона для этого писать не стали. Речь идет об изменении редакций действующего Федерального закона "О рекламе" и Жилищного кодекса. Несмотря на то, что поправки выглядят "косметическими", цена вопроса высока. Рынок российской наружной рекламы, размещенной на стенах и на крышах жилых домов, эксперты оценивают цифрой в 4,2-4,5 млрд рублей. Большая часть этих денег - до 75 процентов - при любом раскладе останется в кармане тех, кто рекламу организовывает, придумывает и физически создает. Оставшиеся 20-25 процентов будут перераспределены в пользу жильцов многоэтажек. На кону больше одного млрд рублей.

Хотя теоретически и сейчас, до вступления поправок в силу, жильцы могут претендовать на эти деньги. Кое-где даже получают: деньгами или по бартерным схемам. Сдают, скажем, крышу рекламной фирме, а взамен получают отремонтированные подъезды, чистые детские площадки, а то и бесплатного консьержа.

Вся проблема в том, что в нынешних законах четко не прописан механизм взаимодействия рекламщиков с жильцами дома. Соответственно, и деньги за баннеры порой оказываются в совершенно разных карманах. Если вообще не пролетают "мимо кассы".

- Во многих городах решения о размещении наружной рекламы на многоквартирных домах принимаются разными организациями и органами, а не общим собранием собственников, - поясняет Крашенинников. - В результате нарушаются права собственников.

Жильцам по новым правилам будет дано право решать: а быть ли вообще на их доме рекламе?

Эти щиты на стенах и "купола" на крышах не такие уж и безобидные, как кажется снаружи. Порой они гудят, вибрируют и хлопают при порывах ветра, перекрывают окна.

В Уфе из-под огромных рекламных плакатов, закрепленных на стене жилого дома, прямо на головы прохожих летели куски штукатурки. Журналистское расследование выявило, что у рекламы, провисевшей на доме полгода, нет хозяина. Домоуправление и местная администрация не в курсе, а дирекция салона красоты, который, собственно, и рекламировался на злополучном щите, ушла в глухую "несознанку". Но баннеры с дома после вмешательства прессы мгновенно исчезли.

Битва за миллиард

Покупая фирменный товар, будь то автомобиль, кофеварка или телевизор, мы сполна оплачиваем его рекламу. Потому совершенно нормально, и даже более того - в высшем смысле слова социально справедливо, если жильцы обычной городской пятиэтажки могут вернуть себе часть денег, которые они же сами и заплатили за рекламу, покупая банку раскрученной марки кофе или стиральную машину.

Только надо быть готовым к тому, что за упомянутый миллиард придется побороться. Как вы сами понимаете, желающих урвать кусочек от такого богатства - пруд пруди.

Самая простая уловка рекламщиков - договориться не со всеми жильцами, а только с председателем ТСЖ. Логично: заинтересовать одного человека проще и, главное, дешевле, чем 150-200 человек, проживающих в доме, чей фасад приглянулся рекламной фирме.

В предложенном законопроекте содержится прямое указание на то, что решение о размещении рекламы должно приниматься исключительно собственниками квартир. Формально так было и раньше, но из-за туманных формулировок было раздолье для мошенников. Например, ничего не стоит зарегистрировать фирму "Домком" и собирать подписи жильцов. Не каждый разберется, что это коммерсанты, а не аббревиатура родного домового комитета.

Теперь такие уловки не пройдут. Решать вопрос жильцы будут на общем собрании.

Но есть уловки и похитрее. Например, затевается косметический ремонт здания: стены в строительных лесах, а уже на лесах - рекламные баннеры. Формально - реклама не на доме. Причем в особо лакомых частях мегаполиса это становится настоящей бедой: фасады домов в центре города в лесах (и соответственно - в исполинских рекламных щитах) остаются на долгие годы.

- Мы знаем о таких проблемах, - говорят в Комитете Госдумы по законодательству. - Действительно, если дом в лесах, то леса принадлежат строителям, и уже они решают, что там размещать. Увы, но абсолютно все уловки в законе трудно предусмотреть и пресечь.

Главное, по словам Крашенинникова, это то, что поправки устранят возможность неоднозначного толкования норм законодательства.

Кроме того, думские эксперты подчеркивают: хотя издержки неизбежно будут, но в целом инициатива законодателей как нельзя кстати в наше сложное время. В условиях кризиса, когда у коммунальщиков тают ресурсы, любой дополнительный заработок собственникам жилья лишним, мягко говоря, не будет.

Баннер: но пасаран

Деньги за рекламу от баннеров на домах по стране распространяются очень неравномерно. Например, в Нижневартовске стоимость размещения рекламы на торце 16-этажного здания - 39 тыс. рублей. В Москве - минимум в 5 раз дороже.

Если разделить в условной многоэтажке рекламные доходы на число квартир, придется 300-500 рублей на семью в регионах и от 1000 рублей - в столице.

Самое узкое место у новых правил - банальная человеческая жадность. Эксперты прогнозируют, что обыватель почти обязательно попытается заламывать цены. Руководствуясь не знаниями рекламного рынка, а эмоциями. По принципу: ага, на нашем доме хотят установить рекламный баннер фирмы, торгующей авто раскрученной марки. Тачки они делают дорогими, значит, и платить должны много - сколько по просим...

А если при этом еще в многоэтажке найдется хоть несколько людей старой закалки, то есть убежденных противников всяких "буржуйских выдумок", то заключение договора станет вообще проблематичным. Но облик наших городов от отсутствия баннеров ничего не потеряет.

Прямая речь

Андрей Назаров, заместитель председателя Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству:

- Конечно, кое-кого наши инициативы не устраивают, и кто-то, несомненно, потеряет относительные доходы. Но рано или поздно нужно было навести порядок в этом вопросе. Это все понимают, поэтому серьезного противодействия нет. Во всяком случае в Москве и в Питере к поправкам отнеслись нормально. Законопроект прошел в первом чтении, но до конца этой сессии принять его не успеем. Вероятнее всего, примем осенью. То есть до конца года поправки вступят в силу и заработают, принося доход собственникам жилья.

Власть Работа власти Госуправление Экономика Бизнес