28.05.2009 04:00
    Поделиться

    Патриарх Кирилл держал пятитысячную молодежную аудиторию полтора часа

    Патриарх Московский и всея Руси Кирилл держал пятитысячную молодежную аудиторию полтора часа, не раз срывая аплодисменты.

    Всем счастливым обладателям пригласительных билетов места в 3-тысячном зале не хватило. Те, кто не попал внутрь, наблюдали за происходящим на большом экране, установленном на улице. Никто не ушел, несмотря на моросящий дождь и промозглый ветер.

    Перед началом встречи всех собравшихся попросили "проявить должное уважение и отключить мобильные телефоны". Но этому предупреждению мало кто последовал, и как только Патриарх появился на сцене, вверх тут же взметнулись сотни рук с мобильными телефонами, со встроенными фото- и видеокамерами.

    На встречу пришли и известные в юношеской среде фигуры - группа "Иванушки International", Тутта Ларсен, Андрей Чижов, Борис Корчевников, телеведущие, музыканты, актеры.

    Вот некоторые фрагменты из речи Патриарха и его ответы на вопросы.

    О пробках и человеческом счастье

    - Нам кажется, с появлением новых видов техники, с созданием современной инфраструктуры улучшится и жизнь людей... Я начал работать в Москве 20 лет назад. Вначале сам за рулем был, потом меня стали возить на машине, которая называлась "Волга" ГАЗ-24. Люди старшего поколения хорошо знают этот автомобиль - не очень комфортная машина. Но когда меня сегодня привезли к вам в шикарном "Мерседесе", я спросил себя: "А когда я был более счастлив - когда до работы за 20 минут доезжал на "Волге" или когда большинство людей в хороших машинах добираются до работы за 45 минут, за час, за полтора?"

    Мне вчера позвонил один священнослужитель и сказал, что он в неплохой машине до дома добирался четыре часа. Есть такое понятие - качество жизни. Понятие это, несомненно, связано с материально-техническим прогрессом, но было бы огромной ошибкой считать, что именно материально-технический прогресс, именно рост материального благосостояния обеспечивает должное качество жизни людей.

    О том, что с молодежью нельзя сюсюкать

    - Выделяя молодое поколение, мы обнаруживаем некий патерналистский подход. Даже когда мы говорим о том, какая у нас прекрасная молодежь, в этом чувствуется взгляд сверху вниз. Не говорит же молодежь: "Какие прекрасные у нас старики". По крайней мере, я ни разу не слышал. А вот у пожилых людей, у людей зрелых есть желание сверху вниз посмотреть и сказать: "Какие вы милые, какие у вас глаза хорошие, какие вы все умные". Мне кажется, что надо просто всерьез говорить о жизни, - какая разница, молодой ты человек или старый? И молодой, и старый переживают боль, страдают от нанесенных ран. Молодежь - это зрелая часть нашего общества. Я думаю, ошибки нашей педагогики и сводятся к неизменному патернализму. Мы смотрим сверху вниз, любим постоянно критиковать, очень любим поправлять, очень любим требовать, чтобы молодежь непременно жила так, как мы жили прежде или как живем сейчас.

    О философии постмодерна

    - Постмодерн - это такая философия жизни, которая предполагает равнозначное положение всех идей и всех взглядов. Каждый человек сам может выбирать; истина субъективна. Конечно, существует научная, объективная истина: дважды два - четыре, но речь сейчас идет о ценностях... Сейчас, как вы знаете, по указанию президента создается комиссия, призванная бороться с фальсификацией истории. Вот на примере Великой Отечественной войны мы видим, как действительно формируется такой подход к истории, который совершенно опрокидывает все достижения, в том числе нашего народа в победе над фашизмом. И это предлагается обществу как один из взглядов. А почему нет? Рынок идей: что имеет большую привлекательность, что лучше рекламируется, что лучше поддерживается информационной машиной, то и выигрывает.

    О смысле и пользе веры

    - Этого, пожалуй, сегодня не хватает в Церкви. Мы, конечно, произносим в храмах проповеди, в которых пытаемся помочь людям принять этот критерий истины. Но у нас до сих пор еще очень мало других возможностей, может быть, потому что пока плохо организована такая работа: у нас нет дискуссионных групп, нет молодежных и иных собраний, где люди живо обсуждали бы свою веру применительно к современным проблемам.

    Невозможно иметь живую веру и тем более невозможно понять пользу от нее, когда эта вера ассоциируется с какой-то книгой, поставленной на полку. Но если вера становится частью постоянных размышлений, творческого напряжения личности, если вера используется для мотивации своих действий в личной, семейной, общественной, профессиональной, государственной деятельности, если вера сопрягается с реальной проблематикой современной жизни, она становится живой, эффективной, каждый человек видит ее пользу.

    О мировом финансовом кризисе

    - Я не получил еще ясного и убедительного ответа, откуда же эта напасть. Как же получилось так, что деньги исчезли? Откуда спад производства? Ну, понятно, что спад производства обусловлен перенасыщением рынка, но ведь перенасыщения рынка нет и в помине. Может, где-то произвели что-то лишнее, но ведь каждый из нас этих излишеств не видел и не чувствовал.

    Есть какие-то подспудные, для меня пока не очевидные причины мирового экономического кризиса. У меня вырисовывается вот какой ответ: мир сегодня потрясает не только экономический кризис. Мы уже говорили о проблемах экологии, и Всемирный русский народный cобор, в рамках которого проходит сегодня эта наша встреча, обеспокоен данной проблемой. Совершенно очевидно, что мы проходим и через экологический кризис. А разве все то, что сегодня происходит в этой сфере, не является культурным кризисом? Кроме того, разве не существует кризиса национальной идентичности? Совсем недавно у нас в стране, везде - куда ни глянь - был кризис: и в экономике, и в культуре, и в образовании, и в спорте кризис. Но если сейчас кризис системный не только у нас, но и во всем мире, то, может быть, есть какая-то единая основа этого кризиса? Я отвечаю так: есть первопричина - это кризис человеческой личности, это кризис нравственного чувства, это кризис потери ценностей.

    Из ответов на вопросы

    - Что повлияло на ваше решение посвятить жизнь Богу?

    - Я родился в светской семье, но когда мне исполнился год, мой отец, работавший инженером на военном заводе в Ленинграде, принял сан священника. Потому все мое детство проходило уже в семье священника. С того момента, как я себя помню, я уже имел желание стать священником. Позже начались размышления, которые подталкивали меня к выбору несколько иного жизненного пути - я хотел пойти в университет, изучать физику. Но по совету своего духовного отца, митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима пошел в духовную семинарию. И никогда об этом не пожалел.

    - Каковы перспективы введения в вузах уроков православия?

    - Сейчас идет интенсивное обсуждение этой темы в контексте диалога Церкви и государства. Есть общее понимание того, что в рамках средней школы должны преподаваться знания по религии. Есть понимание, что это преподавание должно быть на основе выбора, потому что наша страна - это страна, в которой присутствуют разные религиозные традиции и люди неверующие. Потому нужно дать возможность всем людям изучать основы религии в соответствии с их религиозными или нерелигиозными воззрениями. Я предполагаю, обсуждение завершится в самом обозримом будущем и можно будет говорить о конкретной модели преподавания знаний о религии в средней, а может, даже и в высшей школе.

    - Как сочетаются современные молодежные увлечения и православие?

    - Когда вы говорите о молодежных увлечениях, я думаю, речь идет о молодежных субкультурах. Потому что если называть молодежным увлечением, например, спорт, то им можно заниматься в любом возрасте. Если говорить об увлечении музыкой, то опять же в каждом возрасте свои предпочтения. Но если говорить об особой молодежной субкультуре, то в рамках этой субкультуры, как и любой культуры, есть нечто такое, что очень важно поддерживать и всячески развивать, а есть нечто, что представляет опасность для целостности человеческой жизни. Я бы хотел напомнить, что культура происходит от латинского корня, который имеет два смысла: с одной стороны - богослужение, почитание Божественного, а с другой - возделывание земли. Эти два значения очень важны для понимания того, что есть культура. Если культура есть возделывание, то возделывание чего? Человеческой личности. А в результате возделывания должно происходить возрастание - возрастание интеллектуальное, эстетическое, нравственное, духовное. Значит, если культура обеспечивает такое возделывание человеческой природы, в результате которого появляются добрые плоды, то такая культура, несомненно, имеет очень большое значение для жизни человека и общества. Ну а если в рамках этой культуры раскрепощаются инстинкты, человек ведет себя, как зверь, если в результате этого распространяется алкоголизм и наркомания, разрушаются семьи, разрушается священное понятие любви, то это не культура и даже не псевдокультура - это антикультура.

    - Как вы относитесь к физкультуре и спорту?

    - Физическая культура - культура, направленная на совершенствование нашего физического естества. Если бы это было не так, мы бы не употребляли слово "культура" по отношению к спорту. Но в современном профессиональном спорте есть нечто такое, что работает не на созидание личности, в том числе ее физической составляющей, а на ее разрушение. Потому, очень поддерживая занятия физкультурой и спортом, у меня есть одновременно критические замечания к тому, что происходит в сфере профессионального спорта, в том числе и в нашей стране.

    - Советуются ли с вами президент и премьер по важным социальным вопросам?

    - В нашей стране Церковь отделена от государства. Есть государственные вопросы, в которые не вмешивается Церковь, как и церковные вопросы, в которые не вмешивается государство. Однако есть много проблем, которые беспокоят все общество, и Церковь, и государство. Конечно, эти вопросы обсуждаются, в том числе и на встречах Патриарха с руководителями страны. Думаю, это очень важный и конструктивный диалог. Нынешний уровень развития церковно-государственных отношений в России, несомненно, обеспечивает формирование общих подходов к решению важных проблем, существующих в обществе.

    - Как вы думаете, женщины - сильный или слабый пол?

    - Человек состоит из духа и тела. Сила человека не зависит только лишь от его физической составляющей. В этом смысле женщины - сильный пол. Конечно, объем мышц у мужчин больше, они более эффективно совершают физическую работу. Но сегодня наша страна стоит перед колоссальной проблемой - демографической. Мне приходилось много путешествовать по нашей стране, особенно по нашему русскому черноземью. Приезжаешь в деревню, встречаешься с жителями. Они стараются хорошо принять гостя, показать что-то, обязательно показывают какую-нибудь художественную самодеятельность. Кто поет в самодеятельности? Женщины, иногда пьяный гармонист аккомпанирует. Кто в школе преподает? Женщины. Кто работает в библиотеке? Женщины. Кто служит на почте? Женщины. Кто в местном самоуправлении, если оно бедное? Женщины.

    Мужчина оказался более хрупким существом: катаклизмы 90-х годов сломали очень многих мужчин, а женщины оказались сильнее и лучше справляются со стрессом. Что такое пьянство сегодня? Во многом это то, что психологи и социологи называют взрывчатой релаксацией. Это ответ на стресс. Мы знаем, что пьянство среди мужчин распространено гораздо сильнее, чем среди женщин. Сегодня мы можем сказать, женщины - очень сильная и важная часть нашего общества. Посмотрите, например, на нашу олимпийскую статистику - наибольшее количество медалей нашей стране приносят женщины.

    - Надо ли возрождать практику восстановления памятников архитектуры, монастырей, храмов силами студенческих отрядов?

    - Чтобы молодежь могла апробировать в жизни свое мировоззрение, свою богословскую рефлексию, нужна некая лаборатория. Нужно формировать навыки жизни в социуме, причем до того момента, когда молодой человек выходит в этот социум с набором конкретных проблем - устроиться на работу, устроить свою жизнь. А навыков-то нет. Так вот, те самые строительные отряды советского времени, при всех их слабых местах, были как раз тем местом, где формировались навыки жизни человека в социуме. Я говорил о том, что нужно учиться вместе рассуждать, но нужно учиться вместе и работать. Именно в таких коллективах выявляются организаторы, лидеры. Каждый человек может почувствовать, в чем он слаб, а в чем его сильные стороны. Поэтому восстановление практики строительных отрядов, лагерей, проведение досугов в сочетании с работой и учебой - все это было бы очень большим подспорьем в воспитании молодых людей. А если в центре этой работы забота и сохранение наших замечательных памятников, приобщение к образцам материальной культуры нашего народа - это вдвойне полезное мероприятие.

    - Как вы относитесь к современному увлечению йогой и медитацией?

    - Занятие йогой имеет две составляющие, одна из них - физические упражнения. Специалисты по физкультуре могут дать точную характеристику этим упражнениям. Ничего плохого в них нет, но йога - не только физкультура, это еще опора на мировоззрение, йога сопровождается медитацией. И в основе достижений, которые приверженцы йоги проявляют, иногда изумляя зрителей, лежит не столько физкультура, сколько внутренний фактор. Эта внутренняя составляющая йоги таинственна и секретна, существуют разные уровни посвящения, поэтому, естественно, вызывает большую настороженность. Через такого рода медитацию может разрушаться национальное самосознание человека, его культурная идентификация. Посещая Индию и находясь в центре индуизма, я был поражен, встречая там русских людей, по крайней мере, русскоязычных. Они были одеты в специальные одежды, с некоторыми я поговорил. И сказал сам себе: это не наши люди, это не россияне, они живут другими ценностями, у них другое мироощущение. Потому как Патриарх всея Руси я не рекомендую экспериментировать с такого рода медитацией.

    Досье "РГ"

    Год назад, в июле 2008 года, Патриарх Кирилл, будучи тогда еще митрополитом, в Киеве на Крещатике первый раз вышел на сцену, где проходил рок-концерт, посвященный 1020-летию Крещения Руси, и обратился к 100-тысячной молодежной аудитории: "Привет, Киев!" Его приветствие тогда вызвало бурю аплодисментов и ярких эмоций.

    - Нужно было видеть лица молодых людей, нужно чувствовать их реакцию, их колоссальную поддержку простой истины, которая была высказана одним преподобным и богоугодным человеком: "Россия, Украина, Беларусь - это и есть святая Русь, - рассказывал он потом журналистам о своих впечатлениях.

    Опробовав таким образом современный стиль общения с молодежью, Патриарх, видимо, не собирается отказываться от практики неформальных массовых встреч, одинаково вдохновляющих и тех, кто среди зрителей, и тех, кто на сцене. Прошедшая встреча на стадионе "Измайлово" лишний раз это подтверждает.

    Поделиться