О новшествах, которые вводятся на железных дорогах России этим летом, "Российской газете" рассказал президент РЖД Владимир Якунин.
Кто раньше встал, тому дешевле
Российская газета: Владимир Иванович, чем в период кризиса сможет помочь пассажирам ваша компания?
Владимир Якунин: Учитывая, что покупательная способность населения снизилась, в этом году мы разработали несколько программ, которые позволят сэкономить до 40 процентов стоимости проезда.
Например, мы ввели скидки тем, кто думает о поездке заранее. Кто купит билет за 45 - 31 день до отправления, может сэкономить 10 процентов от цены билета. Эти скидки действительны на проезд в спальных и купейных вагонах.
Билеты на самые популярные направления - черноморское побережье Кавказа и район Минеральных Вод - будут стоить на 20 процентов дешевле. Но при одном условии: вы планируете поездку на юг в бархатный сезон, с 25 по 31 августа, когда наплыв отдыхающих уже схлынет и в вагонах будет достаточно свободных мест. А вот в центральную часть России, включая Москву и Санкт-Петербург, с юга страны лучше ехать с 1 по 17 июня - тоже сэкономите 20 процентов. Понижающие тарифы в это время также действительны для СВ и купейных вагонов.
РГ: А может ли цена билета на один и тот же поезд меняться в зависимости от чисел месяца?
Якунин: Это так называемый плавающий тариф, который действует и сегодня. Система позволяет пассажирам заблаговременно планировать отпуска и поездки, учитывая сезоны и собственные финансовые возможности. С 11 июня по 16 июля и с 17 июля по 31 августа для всех типов вагонов действуют повышающие коэффициенты к тарифу - 1,05 и 1,20 соответственно. Теперь мы приняли решение снизить на это время повышающие коэффициенты к тарифу на проезд в спальных и купейных вагонах до среднегодового - 1,00. В итоге стоимость проезда будет снижена на 5 и 20 процентов.
РГ: А число поездов на юг не увеличите?
Якунин: В период летних отпусков - с 1 июня по 30 сентября - для проезда к местам массового отдыха дополнительные поезда мы назначаем традиционно. В этом году их будет около 150. Значительная их часть пойдет по приоритетным направлениям - в Адлер, Анапу, Новороссийск. Для таких поездов, 400-й и 500-й нумерации, из резерва привлекаются дополнительные вагоны с более низким уровнем комфорта. В итоге билеты в них будут дешевле на 20 процентов.
РГ: Что вы имеете в виду под низким уровнем комфорта?
Якунин: Например, в поезде нет современных кондиционеров. На других дополнительных поездах, где уровень комфортности также понижен, с 1 июня по 31 августа скидка в зависимости от дальности поездки составит 15 - 18 процентов.
Купе без очереди
РГ: Чем еще порадуете пассажиров этим летом?
Якунин: Еще мы откроем 40 новых справочных бюро, к работе в них планируем привлечь более 100 студентов. Введем в действие 150 ячеек автоматических камер хранения более чем на 600 мест. На вокзалах Петрозаводск, Ижевск, Грязи Воронежские, Старый Оскол, Лиски откроем комнаты отдыха, на вокзале Ижевск откроется комната матери и ребенка.
На всех московских вокзалах пассажиры получат доступ к беспроводному Интернету. Сейчас Wi-Fi действует только в VIP-залах.
РГ: Кстати, об Интернете. Теперь же через него можно купить билет на поезд.
Якунин: Оформление билетов на поезда дальнего следования через web-портал компании введено в мае 2007 года. Чтобы приобрести электронный билет, достаточно зайти на сайт РЖД (www.rzd.ru), выбрать маршрут, дату и время отправления, номер поезда и место, которое после подтверждения заказа будет за вами зарезервировано. Затем остается ввести реквизиты банковской карты и оплатить билет. После подтверждения оплаты система распечатывает реквизиты и номер заказа.
РГ: Это обычная распечатка, которую получает пассажир вместо билета?
Якунин: Совершенно верно. Сделать этот виртуальный билет материальным можно в любой кассе РЖД, в том числе прямо перед отправлением поезда. Для получения билета пассажиру необходимо предъявить билетному кассиру паспорт и сообщить номер заказа. На вокзалах г. Москвы и Санкт-Петербурга получить билет можно самостоятельно через транзакционный терминал самообслуживания. Причем сборы за оформление билетов, оплаченных через web-портал, не взимаются.
РГ: Но сообщалось, что скоро с билетом, купленным через Интернет, можно будет ездить на поездах, вообще минуя кассу.
Якунин: Да, это называется электронной регистрацией. Она дает право пассажиру произвести посадку в поезд и осуществить проезд по электронному билету и документу, удостоверяющему личность, указанному в заказе при покупке билета через web-портал. Правда, пока регистрация возможна лишь на отдель ные поезда, курсирующие в пределах России, и при условии, что поездка начинается со станции начала маршрута следования поезда и осуществляется по полному или детскому тарифам. Воспользоваться услугой электронной регистрации пассажир может на web-портале после оплаты электронного билета либо в любое другое время, но не позднее часа до отправления поезда.
РГ: Что нужно для регистрации через "удаленный доступ"?
Якунин: Зайти на web-сайте РЖД в личный кабинет, выбрать оплаченный заказ и выполнить в предложенной последовательности электронную регистрацию.
РГ: Можно ли будет в этом случае отказаться от билета?
Якунин: Отказаться от электронной регистрации можно на web-портале, а также просто путем получения проездного документа в билетной кассе или транзакционном терминале самообслуживания, но тоже не позднее часа до отправления поезда.
РГ: Какие направления включены в эксперимент по "электронной регистрации?
Якунин: С 1 июня воспользоваться новой услугой смогут пассажиры, оформляющие проезд на поезда Москва - Санкт-Петербург (55/56, 23/24, 3/4, 159/160, 165/166), Москва - Нижний Новгород - Москва (61/62, 119/120), Москва - Казань - Москва (49/50).
РГ: А число поездов на юг не увеличите?
Якунин: В период летних отпусков - с 1 июня по 30 сентября - для проезда к местам летнего отдыха дополнительные поезда мы назначаем традиционно. В этом году их будет около 150. Для поездов 400-й и 500-й нумерации из резерва привлекаются дополнительные вагоны с более низким уровнем комфорта. Стоимость билетов в этих поездах дешевле на 20 процентов.
РГ: Но почему только у них преимущество?
Якунин: Потому что именно на этих направлениях пассажиры покупают больше всего билетов через Интернет.
РГ: А когда "удаленный доступ" начнет действовать во всех поездах?
Якунин: Посмотрим, как пройдет летний сезон. Возможно, с сентября введем его и на других направлениях, где есть продвинутые пользователи.
200 франков за опоздание
РГ: Недавно вы подписали соглашение с железнодорожными администрациями стран СНГ и Прибалтики об экономической ответственности за нарушение графика движения поездов через границу. Были проблемы?
Якунин: Процедуры на границе требуют времени и даже небольшая заминка может вызвать серьезные накладки в расписании. А это дополнительные затраты. Чтобы не было недоразумений, теперь будем вести учет опозданий по межгосударственным стыковым пунктам.
РГ: О каких штрафах речь?
Якунин: 200 швейцарских франков за каждые полные 30 минут опоздания.
РГ: Когда это "дисциплинарное" соглашение вступит в силу?
Якунин: Мы ожидаем, во втором полугодии 2009 года.
На заметку
С вводом нового графика будут введены в обращение новые пассажирские поезда на маршрутах: Москва - Евпатория, Новосибирск - Алма-Ата, Белгород - Санкт-Петербург, Воронеж - Одесса, Тында - Анапа, Саранск - Москва, Омск - Нижневартовск, Москва - Новый Уренгой, Москва - Чебоксары, Тюмень - Екатеринбург, Комсомольск-на-Амуре - Владивосток, Пермь - Екатеринбург.
Также в новом графике открыты новые сообщения беспересадочных вагонов: Рузаевка - Пенза - Баку , Чита - Алма-Ата, Ижевск - Баку, Челябинск - Киев, Петрозаводск - Симферополь, Петрозаводск - Архангельск, Мурманск - Белгород, Адлер - Петрозаводск.
Продлены маршруты следования поездам 135/136 Санкт-Петербург - Минводы до Махачкалы, 625/626 Пенза - Самара до Ульяновска, 605/606 Москва - Елец до Липецка, 344/343 Пермь - Приобье до Екатеринбурга.
Кроме того, в летний период в направлении Северного Кавказа (Адлер, Анапа, Сочи) будут курсировать 34 пары длинносоставных поездов в составе от 20 до 22 вагонов.