Как отразился финансовый кризис на посещаемости фитнес-залов? В этом разбирался корреспондент "РГ".
Годовой абонемент в таких оздоровительных центрах стоит порядка 50 - 60 тысяч рублей. Их клиенты - это в основном бизнесмены, политики, представители наиболее высокооплачиваемой части среднего класса. И тем из них, чьи дела в последние месяцы серьезно подкосил кризис, теперь не до накачивания бицепсов и поддержания рельефа живота.
По сути игроки этого сегмента до сих пор пользовались модой на здоровый образ жизни и существенно завышали плату за занятия: до недавних пор рентабельность в этом бизнесе, по некоторым оценкам, составляла 65 - 70 процентов. На Среднем Урале отмечался настоящий фитнес-бум, что позволяло владельцам залов постоянно повышать цену тренировок. Сегодня в Екатеринбурге, по данным комитета администрации города по товарному рынку, действует 90 фитнес-центров, при этом три из них открылись незадолго до начала кризиса.
Даже в условиях экономической нестабильности, несмотря на отток клиентов, владельцы дорогих залов не намереваются ломать сложившуюся клубную систему. Она действует практически во всех фитнес-центрах премиум-класса. Плата за тренировки в элитных залах вносится не менее чем за три месяца, полгода или год. Разовое посещение возможно лишь в качестве гостевого и за отдельную - повышенную - плату.
- Владельцы финтес-центров в большинстве своем пока не готовы снижать цены, - констатирует пресс-секретарь заместителя главы Екатеринбурга по вопросам товарного рынка Илона Стародубцева. - Для привлечения клиентов они прибегают к всевозможным акциям, например, когда в качестве бонусов посетителям предлагается один-два месяца бесплатных тренировок, снижение процентов по семейным программам, перенос пропущенных занятий и так далее.
- Если мы отменим клубные карты или существенно снизим плату за посещение, это автоматически будет означать снижение общего статуса центра, - объясняет позицию бизнеса Светлана Глухова, директор одного из спортивно-оздоровительных комплексов Екатеринбурга, относящихся к высокому ценовому сегменту. - Тогда в залы хлынет поток посетителей с гораздо более низким уровнем достатка, и мы просто рискуем потерять постоянных клиентов. К слову, большинство из них не бросают тренировки, поскольку за последние годы сформировалась культура здорового образа жизни, ухода за собой и своим телом. У многих людей расходы на это относятся к первоочередным тратам.
И все же некоторые эксперты считают, что перераспределение потока клиентов из дорогих залов в сегменты бизнес- и даже эконом-класса неизбежно. Тем более что скромная обстановка в зале ничуть не снижает оздоровительный эффект.
- Для хорошей тренировки необходимо, чтобы в зале были тренажеры на все группы мышц, кондиционер и душ после занятия, - отмечает Александр Сафонов, тренер с пятнадцатилетним стажем работы одного из тренажерных залов Екатеринбурга. - Все остальное - энергетические коктейли, спецпрограммы, релаксирующие мероприятия и другие атрибуты элитного заведения - на самом деле практически не нужно для строительства тела. Между тем по сути именно за этот набор "в нагрузку" и переплачивают посетители дорогих комплексов.
Например, в США месячный абонемент в фитнес-центр с бассейном, кардиозалом, стоянкой и салоном красоты обходится в 60 - 70 долларов в месяц. То есть близок к реальной стоимости оказываемых услуг. Рано или поздно и мы к этому придем, уверен Александр Сафонов.
Кстати
Среди посетителей фитнес-залов Екатеринбурга больше всего женщин - примерно 65 процентов. В последнее время выросла популярность семейных программ. Во многих оздоровительных центрах семьям предоставляются льготы: один взрослый занимается за полную стоимость, второй - за половину, ребенок до 12 лет - бесплатно.