Экспонатами тюменской выставки стали бурильные установки, вездеходы и винтовые сваи

По инициативе полпреда Николая Винниченко в Тюмени состоялась первая окружная выставка-презентация "Индустрия Урала" - событие неординарное в экономической политике.

Экспонат для испытания

Выставка, на которой представили продукцию и услуги свыше 90 ведущих предприятий региона, собрала всю промышленную элиту округа. В Тюмень прибыли главы шести субъектов, зампред правительства РФ Сергей Собянин, заместитель спикера Госдумы Валерий Язев, а также президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. То есть организаторы хотели не только продемонстрировать продукцию, подтолкнуть топ-менеджеров к тесным деловым контактам, но и провести масштабный диалог.

Выставка разместилась в самом центре города на площадке, прежде никогда не использовавшейся для серьезных экспозиций. Это территория бывшего ДК "Геолог", где с недавних пор обосновался Западно-Сибирский инновационный центр нефти и газа. Специализация технопарка невольно предполагает показ продукции, которая отличается технологической новизной и адресована нефтегазовым компаниям. Так оно и случилось. Тяжелые "экспонаты" - бульдозеры, грузовики, вездеходы, бурильные установки - должны были обратить на себя внимание в первую очередь северян. Ведь, несмотря на резкое снижение цен на сырье, добывающие предприятия остаются наиболее платежеспособными. Между тем некоторые из них по-прежнему тратят на закупку импортного оборудования солидные средства. А уральцы не прочь потеснить заграничных конкурентов. Не случайно тема импортозамещения стала сквозной для "Индустрии Урала".

По словам гендиректора нефтегазодобывающей компании Владимира Богданова, еще не так давно акционерное общество тратило на закупки за рубежом около трети профильного корпоративного бюджета, сегодня уже 18 процентов, а намерено довести до 10. Однако далеко не все то, что сделано отечественными производителями, нефтяников устраивает: в последнее время до 12,5 процента техники оказывалось бракованной. Это недопустимо много.

Тем не менее промысловики прямо с выставки взяли в опытную эксплуатацию модифицированный уральский автомобиль. Готовы испытать и другие образцы и, если не будет претензий к качеству, наладить долгосрочные связи. Нефтяники готовы подсказать потенциальным партнерам, в чем нуждаются и что пока вынуждены - в силу отсутствия предложений от отечественных производителей - завозить из-за границы.

Внимание участников выставки привлекли винтовые сваи Качканарского завода по ремонту горного оборудования. Для него это вроде бы непрофильное дело. Начинали, рассказывает гендиректор Раис Гарифулин, с простейшего - с наконечников. Затем приступили к выпуску полнокомплектного изделия, немного погодя - к сборке оригинальных машин для закрутки свай. Комплексное предложение понравилось трубоукладчикам. Спрос на новое изделие и услуги завода подтолкнул его к кратному увеличению объемов производства. В сентябре тут запустят специализированную итальянскую линию. Если бы не расторопность и сметка качканарцев, пришлось бы закупать сваи за тридевять земель.

Всего за один день предприятия и научно-внедренческие организации федерального округа заключили десять соглашений о деловом партнерстве. Они подразумевают вложение капиталов в создание новых производственных мощностей, объединение усилий по разработке высокотехнологичной продукции, не уступающей западным аналогам, и ее последующем сервисном обслуживании. Совокупная инвестиционная емкость проектов измеряется десятками миллиардов рублей.


Так, в таежном поселке Уватского района на юге Тюменской области должен появиться завод по производству биотоплива. Он должен не только наладить выпуск товаров, пользующихся устойчивым спросом на внутреннем рынке, но и осуществить экспансию на азиатский.

Возможности межотраслевой кооперации далеко не исчерпаны. Использовать их сполна - одна из целей выставки, подчеркивает Николай Винниченко.

Коррекция на протекцию

Уральский федеральный округ отличается высочайшей концентрацией машиностроительных и металлургических заводов, добывающих компаний - углеводородных и рудных. По всем этим отраслям, зависимым друг от друга, кризис ударил сразу и беспощадно. В Тюмени развернулась дискуссия о том, какие меры - на региональном и федеральном уровне - оптимальны для поддержки отечественных товаропроизводителей.

В Тюменской области еще с начала десятилетия для привлечения заказчиков из северных округов используют своеобразный бюджетный бонус. Нефтегазовым компаниям возмещается восемь процентов от стоимости заказанного и оплаченного оборудования, произведенного местными заводами. Казна сознательно идет на убыток? Напротив, уверяет губернатор Владимир Якушев, она выигрывает за счет увеличения объема производства: каждый рубль бюджетной компенсации приносит почти 21 рубль совокупного дохода. Помимо того предприятиям, реализующим перспективные инвестиционные проекты, целиком компенсируется размер ставки рефинансирования.

По словам свердловского губернатора Эдуарда Росселя, в регионе работает 160 программ, так или иначе направленных на замещение импорта. В итоге его доля сокращена на 15 процентов. На нефтегазовые компании приходится 11 процентов стоимости заказов. Губернатор Югры Александр Филипенко приводит еще одну цифру: нефтяники автономного округа приобретают на Урале приблизительно треть отечественного оборудования.

- Радует, что промышленники не теряют оптимизма. По сравнению с началом года объем производства в ключевом регионе страны существенно вырос. Местные власти делают все от них зависящее для поддержки производителя, включают и протекционистские рычаги. Однако некоторые предприятия в условиях недавней благоприятной конъюнктуры мало предпринимали для обновления парка и только увеличили отставание от западных конкурентов. Теперь же они полагают, что государство просто обязано выручить их, надеются, в частности, на дальнейшее снижение налогов, - констатирует Сергей Собянин.

Однако, предостерегает зампред российского правительства, не стоит строить иллюзии. Сегодня в России фискальная нагрузка уже в полтора раза ниже, чем в Европе. Налоговые послабления и преференции обошлись госказне в 800 миллиардов рублей, тогда как дефицит бюджета достиг двух триллионов. Таможенные противовесы также предельно использованы: ставки на ввоз оборудования, не выпускаемого в РФ, практически обнулены, зато они максимальны для аналогов производимой у нас продукции. Но мало стремиться к защите внутреннего рынка: импорту нужна достойная альтернатива.

Александр Шохин советует уральским промышленникам не ждать у моря погоды, а готовиться к обострению конкурентной борьбы на мировых рынках:

- Я бы не стал возлагать большие надежды на протекционизм. Лобовые методы защиты российского рынка будут неизбежно наталкиваться на адекватное противодействие правительств других стран. На мой взгляд, следует энергичнее использовать методы нетарифного регулирования, предъявлять жесткие требования к безопасности импортируемой продукции. И поддерживать прежде всего те наши предприятия, которые ориентированы на высокотехнологичное производство.

В Уральском федеральном округе дееспособных предприятий, к счастью, немало.

Об итогах выставки и о предложениях промышленников будет доложено российскому премьеру.

Сервисом возьмем

По мнению полномочного представителя президента РФ в УрФО Николая Винниченко, выставка "Индустрия Урала" должна была дать существенный толчок формированию единой концепции импортозамещения, политики удовлетворения внутреннего спроса за счет собственного производства. И на этой основе - успешной реализации крупных государственных инвестиционных программ и проектов частно-государственного партнерства. В этой связи полпред был приятно поражен экспозицией предприятий Челябинской области, подчеркнув, что необходимо приложить все усилия, чтобы уральская техника использовалась в рамках проекта "Урал промышленный - Урал Полярный".

Значение проекта для промышленного комплекса Южного Урала трудно переоценить. В его реализации смогут принять участие около 50 предприятий региона, из них половина готова поставлять машиностроительную продукцию: дорожную технику, горно-шахтное оборудование, автомобильные и гусеничные краны, проходческие комбайны...  Некоторые из участников выставки в Тюмени уже нашли новых заказчиков. Так, о желании приобрести 130 миасских автомобилей заявили представители одной из крупнейших нефтяных компаний России, в процессе обсуждения аналогичный контракт с Газпромом.

Важнейшим преимуществом иностранных фирм, уверенно завоевывавших доселе российский рынок, считается развитая система сервисного обслуживания поставляемой техники. В настоящее время предприятия Южного Урала открывают центры по продажам в Тюмени, Сургуте, Новом Уренгое, Ноябрьске, Нижневартовске. В декабре 2008 года открыт первый комплексный сервисный центр в Лабытнангах.

Но своего рода прорывом стал совместный проект сразу шести ведущих машиностроительных предприятий Южного Урала - Многофункциональный сервисный центр предприятий Челябинской области (МСЦП). Он создан для оптимизации сервисных служб челябинских предприятий, которые будут поставлять технику и запчасти в рамках проекта "Урал промышленный - Урал Полярный". Этой структурой уже создано 14 сервисных центров в Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. Под реализацию проекта и разработку  перспективных нефтегазовых месторождений будет организовано еще пять площадок.

Как заявил директор Центра Юрий Вагин, в нынешних условиях особенно необходимо развитие частно-государственного партнерства - и создание центра стало возможным благодаря поддержке правительства Челябинской области. Это позволит южноуральским машиностроителям продолжить технологическое обновление производства, укрепить конкурентные позиции на рынке.

Стенд, на котором были представлены возможности МСЦП, произвел настоящий фурор на выставке. В своих выступлениях этот проект челябинцев отметили все высокопоставленные участники мероприятия. Такой шаг навстречу конечным потребителям, по мнению Сергея Собянина, позволит резко увеличить конкурентоспособность уральской продукции.