Многолетние усилия властей Югры, настаивающих на допуске малых предприятий к разработке брошенных нефтяных скважин на условиях предельно мягкого налогообложения, могут увенчаться успехом.
Лидирующая парламентская фракция подготовила законопроект по развитию среднего и малого бизнеса в нефтегазовом комплексе. Если его примут, тщательно отладят правовые и фискальные механизмы, то новацию в ведущей экспортной отрасли можно будет назвать революционной.
Только по официальным данным, в одном Ханты-Мансийском автономном округе свыше 17 тысяч простаивающих скважин - они считаются нерентабельными. Эксперты утверждают, что их существенно больше, поскольку "учет хромает". Впрочем, величина плавающая: когда нефть дорогая, добыча на отдельных малодебитных скважинах возобновляется, когда дешевая - прекращается. Хозяева истощенных скважин не знают, что с ними делать. Затраты на дальнейшую разработку несоразмерны с налоговыми сборами. Чтобы бизнес стал выгодным, надо в корне изменить систему налогообложения - стимулировать именно небольшие частные нефтяные предприятия.
Давать в данной сфере преференции крупным компаниям небезопасно. По словам директора Западно-Сибирского филиала Института геологии и нефти СО РАН профессора Аркадия Курчикова, появляется опасность манипулирования: нефть с богатых участков могут выдавать как добытую на обедненных площадях - и платить за нее соответственно. С ним согласен и академик Иван Нестеров. "Когда границы четко не очерчены, чиновники-эксперты не устоят перед соблазном, и за определенную мзду выдадут нефтяной компании удобное ей заключение", - считает кандидат технических наук из Тюмени Наталья Чистякова.
- Термины "трудноизвлекаемые" и "сложнопостроенные" - условны, потому под них ни в коем случае нельзя подводить налоговые льготы. Есть другие параметры - конкретные. В первую очередь дебит скважины. Чем он ниже, тем меньше государство должно брать с промысловика. Эта система успешно используется в десятках стран, - свидетельствует директор центра рационального недропользования Александр Шпильман.
Скажем, в США малодебитными скважинами, на многих из которых суточная добыча составляет всего несколько тонн, занимается как раз малый бизнес. Сложная налоговая система направлена на стимулирование извлечения остаточных запасов нефти. В этой стране около десяти тысяч независимых нефтяных фирм, большинство - мелких, зачастую их штат не превышает 15 - 20 человек. Однако на их долю приходится 40 процентов добычи нефти и свыше 60 процентов газа. Для сравнения: в Югре - считанные проценты. В автономном округе насчитывается около трех десятков частных независимых предприятий. Их теснят вертикально интегрированные компании, которые затрудняют допуск к трубопроводам, энергетической инфраструктуре, перерабатывающим мощностям.
Да и, по сути, малый бизнес в нефтянке существует на птичьих правах. Жизненно необходим профильный закон и целый пакет нормативных актов, подчеркивает депутат окружной Думы Сергей Великий. Председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Комарова надеется, что соответствующий федеральный закон будет принят, в противном случае низкопродуктивные залежи, которых становится все больше, выйдут из хозяйственного оборота.
Пока в убытке в первую очередь государство. По словам губернатора Югры Александра Филипенко, за счет ввода в эксплуатацию ныне нерентабельных скважин регион сумет нарастить годовую добычу нефти как минимум на 8 - 10 миллионов тонн. Плюс к тому - создать не менее 8 тысяч новых рабочих мест.