Новости

28.05.2009 02:00
Рубрика: Происшествия

Заплати - разблокируем

Как мошенники выманивают деньги у абонентов мобильной связи

Прикрываясь марками известных мобильных операторов, аферисты активно пытаются пополнять свои телефонные счета.

Абонентам "на трубку" приходит незатейливая sms: "Уважаемый абонент, ваш номер будет заблокирован. Убедительная просьба позвонить по бесплатной линии 8 9...." И указывается обычный мобильный номер.

Мы позвонили. Нам ответил что-то жующий "представитель технического отдела мобильной компании", который предложил перечислить деньги на его счет. И тогда, дескать, телефон заработает. Ничего платить мы, естественно, не стали, тем более что связь, как выяснилось, не прерывалась. Но решили разобраться, в чем здесь дело.

Сотовые попрошайки

Ведущий специалист аналитического отдела управления по безопасности одного из ведущих мобильных операторов Кирилл Пузырев сообщил, что мошенничество в области сотовой связи в последние годы приобрело значительные масштабы и имеет разветвленную структуру. Есть атаки непосредственно на компании, от которых, если вовремя не принять меры, ущерб операторов может составить огромную сумму. Нередко, предупредил Кирилл Пузырев, мошенники, пользуясь невнимательностью и легкомыслием граждан, пытаются вымогать деньги абонентов для получения их через анонимные электронные кошельки.

По словам начальника пресс-службы еще одного крупного мобильного оператора Ирины Осадчей, "мошенники обещают потерпевшему дополнительные бонусы или выгоды в результате совершения ряда действий: набрать определенный цифровой код, позвонить на указанный номер, перечислить некую сумму на указанный номер с телефонных карт оплаты".

Еще один способ: граждан через sms-сообщения просят активировать карточку в чью-то пользу или положить небольшую сумму на телефон. Стандартное сообщение выглядит так: "Это мой новый номер, пожал., закинь руб. 100-200, если мож., позже позв.".

Номер, с которого приходит сообщение, "вечно недоступен". Звонят старым людям, предлагают сменить стандарт связи, чтобы лучше было слышно. Но для этого надо отправить sms или ввести специальную команду по телефону. И терпеливо объясняют пожилым абонентам, на какие кнопки надо нажимать. Также вам могут трезвонить с "засекреченного номера". И автоответчик произносит такую речь: "Вас беспокоят из отдела по возврату долгов банка. В связи с невозвратом вами энной суммы денег банк был вынужден подать на вас в суд, который состоится такого-то числа. Просьба перезвонить по такому-то номеру". Вы звоните, а в это время деньги с вашего счета уплывают мошенникам.

Как не попасть на крючок

Как пояснила корреспонденту "РГ" начальник пресс-службы Управления "К" МВД России по раскрытию преступлений в сфере информационных технологий Ирина Зубарева, мобильное мошенничество часто процветает в местах лишения свободы. Не секрет, что туда проносят телефоны, чтобы связаться с родственниками, адвокатами. Вот и придумывают заключенные разные схемы мелких экономических афер, чтобы пополнить свой счет.

Первое, что необходимо запомнить: телефоны служб поддержки компаний обычно состоят из четырех цифр (а не из десяти) и не начинаются на "восьмерку". Поэтому иные предложения должны насторожить. Лучше всего сразу сообщить о таком sms своему оператору связи, чтобы не пострадали другие клиенты. А чтобы развеять все сомнения, есть на вашем счете деньги или нет, можно направить оператору sms-запрос или позвонить по специальному телефону. Ведь основной расчет мошенников на то, что человек плохо осведомлен о технических возможностях и редко звонит в мобильную службу поддержки. Именно поэтому не поленитесь зайти на сайт оператора или в офис мобильной компании за подробной информацией номеров телефонов службы поддержки.

Но если вы все-таки попались на крючок, то Ирина Зубарева советует сразу же обратиться в территориальные центры Управления "К" или в местное отделение милиции. Такое мошенничество, кстати, уголовно наказуемо. И за него можно получить несколько лет тюрьмы. Так что лучше всего написать подробное заявление со всеми номерами телефонов, которые были названы аферистами.

Можно также обратиться в свою компанию сотовой связи, советуют сами операторы. У них для противодействия каждому виду мошенничества разработаны меры, и они сотрудничают при этом с правоохранительными органами. "Мы прежде всего призываем наших абонентов быть осторожными, - говорит Ирина Осадчая. - Если вы сомневаетесь в услуге или информации, лучше получить достоверные сведения у своего оператора. Подробное описание всех услуг, которые доступны абонентам, есть на сайте оператора, эту же информацию можно уточнить и в любом салоне-магазине сотовой связи".

Кстати, оператор не только фиксирует жалобы, но и проверяет номера. "Если мы обнаруживаем признаки того, что телефонный номер используется с целью мошенничества, - добавляет Осадчая, - мы его временно блокируем или передаем данные о нем в правоохранительные органы. Добропорядочному абоненту при подтверждении факта мошенничества может быть сделана корректировка счета и возвращены потраченные средства".

Тем временем

В России медленно, но растет число купленных и активированных sim-карт. На руках у пользователей их уже более 190 миллионов. Активных абонентов по итогам I квартала 2009 года - около 96,4 миллиона.

Что касается самих телефонных аппаратов, то дешевые стоимостью до 3,5 тысячи рублей стали покупать больше в 2,2 раза. Продажи телефонов за 12 тысяч рублей и более сократились в 2,2 раза.

Происшествия Преступления Криминал