Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о совершенствовании юридического образования в стране. Правительству поручено оказать содействие Ассоциации юристов России в разработке и внедрении механизма общественной аккредитации правовых вузов.
Государство постарается добиться, чтобы диплом юриста у нас приравнивался к знаку качества. Для этого до конца года должны быть разработаны федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования по специальности "юриспруденция". Планируется также усовершенствовать процедуры лицензирования юридических вузов. Не исключено, что уже в следующем учебном году будет прекращен прием на юридические факультеты непрофильных вузов. При этом студенты смогут доучиться - их отчислять не будут. Разве они виноваты в том, что преподаватели не могут им дать настоящих знаний?
Как же навести порядок на правовых кафедрах? Накануне Ассоциация юристов России, председателем попечительского совета которой является Дмитрий Медведев, провела совместно с минюстом и минобрнауки Всероссийскую конференцию, посвященную повышению качества юридического образования в стране. В работе конференции участвовали глава Счетной палаты, сопредседатель АЮР Сергей Степашин, члены президиума АЮР министр юстиции Александр Коновалов, советник президента Вениамин Яковлев, а также члены Президиума АЮР начальник Управления президента РФ по вопросам государственной службы Сергей Дубик, главы комитетов Совета Федерации и Госдумы Алексей Александров, Павел Крашенинников, Владимир Плигин. Кроме того, были - министр образования и науки Андрей Фурсенко, ректор РАГС при президенте Владимир Егоров, ректор МГУ Виктор Садовничий и другие ВИП-персоны.
- Вопрос об улучшении качества юридического образования непосредственно связан с задачей повышения эффективности государственного управления, развития правового государства и правовой культуры общества, - заявил Сергей Степашин, который был председателем на заседании. - Нам нельзя доводить проблему качества выпускников-юристов до такого состояния, когда мы будем заказывать специалистов за рубежом, как когда-то при Петре I выписывали из-за границы преподавателей, ученых и других специалистов, своих не было.
Казалось бы, проблем с юристам быть не должно. Каждый год наши вузы выпускают примерно 150-160 тысяч молодых законников. Но половина из них изучает правовые науки в непрофильных вузах - сельскохозяйственных, транспортных, инженерных и даже медицинских. Сразу же возникает вопрос: можно ли доверить свою судьбу судье из сельскохозяйственного института или адвокату из медицинского?
Конечно, закон не запрещает вузам получать соответствующие лицензии и готовить будущих судей и прокуроров. Но выпускать недоучек не разрешается. Поэтому сейчас Ассоциация юристов и заинтересованные государственные ведомства серьезно взялись за улучшение юридического образования. Например, предлагается ввести квалификационный экзамен для всех юристов. Сейчас подобные институты существуют для судей, адвокатов, нотариусов. Планируется распространить подобную практику на все юридические специальности. Допустим, мечтает выпускник юрфака стать следователем: иди в квалификационную комиссию, тяни билет. Хочешь трудиться корпоративным юристом? Нет проблем, докажи свои знания, и - вперед. И так далее.
Еще одна идея - составить рейтинг юридических вузов. В нем предлагается учитывать в том числе и то, как складывается карьера выпускников. Тому вузу, чьи студенты идут в гору, будут начисляться дополнительные очки. Абитуриенты же получат дополнительную пищу для размышлений, куда лучше пойти учиться. На конференции прозвучала мысль - нельзя говорить о том, что, мол, вузы готовят слишком много юристов. На самом деле никто не знает, сколько юристов сегодня надо стране. Может оказаться, что их не хватает. Проблема в другом - много плохих юристов, вот с этим и надо бороться.
По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, математика по образованию, подобные же проблемы существуют и в других сферах образования - математике, физике, естествознании...
- Поэтому если ваши инициативы принесут пользу, я завтра же создам ассоциацию математиков и попытаюсь провести точно такие же изменения в этой сфере, - сказал он.
- Когда начнете создавать ассоциацию математиков, не забудьте пригласить хорошего адвоката, - тут же посоветовал ему член президиума АЮР Михаил Барщевский.
Сергей Степашин, председатель Счетной палаты, сопредседатель АЮР:
- В современном мире наблюдается тенденция сближения правовых систем (романо-германской системы и системы общего права), а также средств и методов правового регулирования. С развитием информационных технологий, открытости границ, увеличением мобильности людей происходит и сближение национальных образовательных систем. В этой связи так же важно поддерживать уровень отечественного юридического образования на высоте.
Исходя из того, что система образования очень инерционна, все наши содержательные решения, связанные с совершенствованием стандартов образования и созданием систем контроля качества, дадут результаты через несколько лет. Но мы уже сейчас можем если не прекратить, то заметно снизить производство заведомого брака в юридическом образовании.
Александр Коновалов, министр юстиции, член президиума АЮР:
- Сегодня система юридического образования остается далеко не безупречной. Существуют различные способы борьбы с этим. Во-первых, ужесточение подхода к формированию юридических образовательных стандартов. Во-вторых, ужесточение подхода к аттестации (образовательных учреждений). Второй подход не должен быть гипертрофирован, чтобы не привести к социальной напряженности в обществе. К другим мерам можно отнести необходимость формирования прозрачного рейтинга юридических вузов, с которым был бы связан и госзаказ на юристов. Это может быть реализовано за счет усовершенствования целого ряда аспектов юридических вузов, в том числе установления связи между качеством образования учреждения и последующей карьерой его выпускника. У нас, к сожалению, не все обращают на это внимание. Усовершенствование деятельности юридических вузов должно стать стартовым этапом большой работы по реструктуризации юридической профессии в целом.
Дмитрий Шумков, профессор РАГС при президенте РФ, научный руководитель Центра правовых стратегий, член президиума АЮР:
- Необходима целостная программа подготовки юристов. Сейчас мы говорим о модернизации Высшей школы. Но надо начинать с общеобразовательной. Там закладывается фундамент, и общеобразовательные школы должны стать центрами преодоления правового нигилизма. Для этого мы должны вернуть в них юридические дисциплины, которые помогут с детских лет воспитывать уважение к закону.
Возможно, даже пора разработать федеральную целевую программу по преодолению правового нигилизма и воспитанию уважения к закону. Считаю, что необходимо создать в Москве и Санкт-Петербурге специализированные школы-интернаты с профилем в области права, куда бы принимали талантливых ребят из провинции. Фактически в них будет воспитываться юридическая элита регионов. После окончания школ выпускники должны поступать в ведущие вузы - МГУ, МГЮА, Санкт-Петербургский государственный университет и другие. Сегодня детям из провинции сложно не только поступить в столичные вузы, но и адаптироваться в них. Создание подобных школ, полагаю, могло бы частично решить эту проблему, так как создало бы необходимую среду для адаптации в столицах талантливых детей из регионов. Мы должны подготовить целостную систему, которая позволит школьникам преодолеть барьеры для учебы в юридических заведениях в Москве, Санкт-Петербурге.
И, конечно же, очень важна послевузовская система подготовки - именно система. У нас зачастую должностные лица, депутаты, среди которых, как ни печально, юристы, не только не знают элементарных азов, но подают пример правового нигилизма для граждан, когда начинают критиковать и подвергать сомнению ими же самими принятые законы. Если закон принят, его нужно исполнять.
Андрей Фурсенко, министр образования и науки:
- Ассоциация юристов России первая предложила ввести квалификационный экзамен для юридической системы. Он должен проводиться ассоциацией и определять, насколько люди, получившие диплом юриста, реально готовы работать в этой сфере. Если экзамен будет введен, а такая практика есть в большинстве стран Европы, то количество выпускников юридических вузов, которые не могли сдать экзамен, стало бы для нас сигналом, что эти вузы надо закрывать. Это действенный инструмент. Если выпускники вуза не могут сдать квалификационный экзамен, то и вуз не имеет права готовить специалистов в этой области. Помимо закрытия каких-то вузов и лишения их лицензии, можно поставить вопрос о том, что каким-то вузам будет доверена подготовка только бакалавров. Что касается магистратуры, то это должно быть доверено только ведущим вузам страны.