29.05.2009 03:00
    Поделиться

    Виктор Басаргин: Перед нами стоит задача в первую очередь повысить уровень малоэтажного строительства

    Минрегион разрабатывает критерии нового сегмента жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, построенного по новым технологиям и доступного для населения. О том, кто будет возводить такое жилье и смогут ли квадратные метры, построенные по новым технологиям, решить извечный квартирный вопрос, "РГ" беседует с министром регионального развития Виктором Басаргиным.

    Государство выделяет огромные средства на строительство жилья. Эффективно ли они расходуются?

    Вопрос не простой. Сегодня министерством регионального развития проведена инвентаризация всех обязательств государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, по строительству соответствующей инфраструктуры. В этом году на эти цели будет в общей сложности выделено около 500 миллиардов рублей. Самое главное, чтобы эти деньги были потрачены эффективно. Для этого их нужно не размазать по всей территории Российской Федерации, а направить туда, где сегодня есть подготовленные площадки комплексного освоения территории, где региональные власти активно содействуют освоению таких территорий. Это, например, Башкирия, Татарстан, Московская, Кемеровская, Новосибирская области.

    Задача государственных органов, органов власти субъектов РФ - посмотреть, во-первых, те земельные участки, которые сегодня уже определены для перспективного развития территорий мегаполисов, городов, районов, которые уже готовились к застройке. Во-вторых, взять часть расходов на создание необходимой инфраструктуры на себя, то есть обеспечить доступ к этим участкам. И наконец, построить там жилье экономкласса.

    Что такое жилье экономкласса в государственном понимании?

    Этот вопрос ставился на расширенной коллегии минрегиона в конце апреля, в рамках обсуждения вопроса о разработке долгосрочной стратегии массового строительства жилья, технической и ценовой политики в области градостроительной деятельности. По нашему мнению, жилье экономкласса - это, во-первых, энергоэффективное жилье, это жилье экологичное, это жилье, которое обеспечено всеми, как мы говорим, формами благоустройства. Должны быть обязательно вода, электроэнергия и так далее, что обеспечит людям достойное качество жизни.

    То есть первая задача разрабатываемой стратегии - определить понятие жилья экономкласса, вторая задача - определить ценовые параметры строительства этого жилья, и, наконец, третья задача - решить все вопросы, связанные с технологиями строительства этого жилья. Нам нужны новые технологии, которые позволяют осуществлять массовое строительство жилья, причем осуществлять недорого.

    Технологии будут российские или западные?

    Наверное, нет смысла "изобретать велосипед" в очередной раз. В мире существуют развитые технологии изготовления сборных малоэтажных домов. Сейчас для нас выгодней покупать технологии на Западе и организовывать их производство у себя. Самая серьезная задача - это обеспечение инженерной коммунальной инфраструктурой, дорогами всех застраиваемых территорий. Это должны обеспечить наши муниципалитеты и региональные власти. Мы понимаем, что финансовых ресурсов у них сегодня не хватает, но без инфраструктуры, без дорог массовое жилищное строительство невозможно. Кстати, положительный опыт массового строительства недорогого жилья в некоторых регионах уже есть, и мы пытаемся его распространить на другие территории.

    Например - Белгородская область. Там схема работы такая: власти выделяют землю за символическую плату под индивидуальную застройку, застройщик и частное лицо подписывают соглашение, согласно которому в течение трех лет за счет собственных финансовых ресурсов из своих материалов построят дом, а муниципалитет либо регион обязуется в течение этих трех лет подвести к дому все коммуникации. Да, это не совсем типовое строительство, это не всегда эстетично, но проблему обеспечения жильем решает. Но когда застройка массовая, с использованием современных технологий, то и строительство идет быстрее, и себестоимость ниже.

    Речь идет о многоэтажных домах или малоэтажном строительстве?

    Перед нами стоит задача в первую очередь повысить уровень малоэтажного строительства. По итогам 2008 года общие объемы малоэтажного строительства составляли 42 процента. У нас задача выйти по итогам 2012 года на уровень 60 процентов. И это немного - в Европе, например, эти показатели доходят до 70-80 процентов.

    Это будет социальное жилье?

    Это будет жилье экономкласса, но его условно тоже можно отнести к категории социального, поскольку оно рассчитано на людей с низкими доходами. А в прямом смысле социальное жилье строится для отдельных категорий граждан - для тех, кто не может купить жилье по определению. Оно строится либо за счет муниципалитетов, либо за счет региональных властей, либо за счет федеральных властей - например для ветеранов Великой Отечественной войны. Перед нами стоит задача до 9 Мая следующего года обеспечить жильем 52 тысячи ветеранов войны.

    Что касается других категорий, например, тех, кто вступает в жизнь, кто по каким-то причинам не может на высокооплачиваемую работу рассчитывать, эти граждане должны жить в социальном жилье, которое государство строит за счет собственных ресурсов, а муниципалитеты сдают за определенную арендную плату. Сегодня есть такие планы во многих регионах. Но, к сожалению, не у всех муниципалитетов, не у всех регионов есть на это финансовые средства. Но я считаю, что такой жилищный сегмент у нас должен появиться, он просто необходим. Кроме того, мы сегодня работаем совместно с представителями Совета Федерации по так называемой категории жилья некоммерческого найма, которое бы сдавалось льготным категориям граждан по льготным тарифам.

    Строительная отрасль очень надеется на поддержку государства, на антикризисные меры. Оправдаются ли эти надежды?

    Я уже сказал, что мы провели инвентаризацию всех государственных обязательств. Строительство 13,5 миллиона квадратных метров жилья мы обеспечим за счет государственного заказа. Кроме того, мы сконцентрировали усилия на поддержании спроса, в том числе за счет ипотечного кредитования. Порядка 60 миллиардов рублей будет выделено Агентству ипотечного жилищного кредитования. Из них 20 миллиардов рублей мы выделяем на увеличение уставного капитала агентства. Часть из этих денег будет направлена на реструктуризацию тех обязательств, которые были у отдельных граждан, взявших ипотечные кредиты, если они вдруг оказались в какой-либо трудной жизненной ситуации. Часть этих средств будет направлена на рефинансирование, то есть на поддержание самого спроса.

    И что самое важное сегодня - попытаться эти средства направить на снижение ставок по ипотечным кредитам. Сегодня, к сожалению, средняя ставка по рублевым кредитам складывается на уровне 19 процентов, что практически блокирует любую ипотеку, блокирует желание людей брать кредиты. В этой ситуации снижение процентной ставки по ипотечным кредитам, в том числе за счет субсидирования субъектами РФ, - действенная, эффективная и, безусловно, антикризисная мера.

    Мы выделяем также деньги молодым семьям на первоначальный взнос на ипотеку. Они должны совместно с Агентством ипотечного жилищного кредитования, совместно с местными властями привлечь кредиты, получить землю либо готовое жилье под застройку.

    Кроме этого, 11 компаний строительной отрасли вошли в перечень системообразующих предприятий, поддержку которых осуществляет непосредственно государство.

    Список небольшой...

    Но и не маленький. Дело в том, что до 2009 года 11 субъектов РФ формировали свыше 50 процентов рынка жилья в России. Естественно, примерно столько же строительных компаний являлись основными застройщиками, это они держали в своих руках 50 процентов рынка строительства жилья. С одной стороны, это хорошо. Но с другой стороны, здесь есть вопросы, связанные с неким монопольным положением. И сегодня мы эти вопросы тоже решаем.

    Кроме того, из Фонда содействия реформированию ЖКХ в этом году порядка 110 миллиардов рублей будет направлено регионам - 40 миллиардов рублей на строительство жилья и 70 миллиардов на капитальный ремонт. Это тоже поддержка отрасли. Ну и плюс наши стройки века - это Олимпиада, это АТЭС. Они тоже поддержат строительную отрасль, в том числе производителей стройматериалов. Потому что установка была сделана жесткая - закупать для этих строек стройматериалы и привлекать рабочую силу только на внутреннем рынке.

    Промелькнула цифра 26 500 рублей - снизившаяся стоимость квадратного метра жилья по стране. Как рассчитывается среднерыночная стоимость жилья по каждому региону? Может быть, цифра уже понизилась?

    Нет. Цифра пока не понизилась. Она определяется по методике минрегиона один раз в полугодие. Мы определяли среднюю стоимость квадратного метра в каждом субъекте и исходя из этой цены определяли среднюю стоимость в целом по России. 26 500 рублей за квадратный метр - это средняя цена. Но на самом деле во всех субъектах цены на квадратный метр жилья, разумеется, разные.

    А для чего эта цифра, если на самом деле цены разные? Нужна ли она вообще?

    26 500 рублей - это стоимость одного квадратного метра жилья по государственным обязательствам. Все, что касается ветеранов войны, все, что касается жилищных сертификатов, их финансовая обеспеченность связана с этой цифрой. 26 500 рублей умножаем на 36 квадратных метров, столько, например, по нормативам предусмотрено для обеспечения жильем каждого ветерана, умножаем на количество нуждающихся в жилье ветеранов, и эти деньги получат субъекты РФ на обеспечение жильем ветеранов войны. Конечно, сегодня эта методика, а она разрабатывалась в начале 2000-х годов, требует некоторого усовершенствования. В соответствии с ней сегодня мы опираемся на четыре цифры. Это средняя рыночная стоимость квадратного метра жилья на первичном рынке, средняя рыночная стоимость на вторичном рынке жилья. Это прогнозные цены на жилье в регионах. И, наконец, это стоимость строительства квадратного метра жилья.

    В 2000 году цены на жилье были более стабильные, более понятные, и они не так отличались друг от друга, как сейчас.

    В определении себестоимости строительства тоже есть разнобой: непонятно, включает ли, например, застройщик в эту цифру стоимость строительства инфраструктуры.

    И еще принципиальный момент. У нас примерно в половине регионов средняя стоимость квадратного метра жилья, определенная по нашим меркам, ниже 30 тысяч рублей. Примерно в 30 процентах регионов эта стоимость составляет от 30 до 35 тысяч рублей за квадратный метр. И десяток или чуть побольше субъектов, где стоимость жилья превышает 35 тысяч рублей за квадратный метр. А есть еще Москва и Санкт-Петербург, где квадратный метр жилья стоит вдвое больше, чем в среднем по России. Сегодня принято решение установить некий предельный индекс - 30 тысяч рублей за квадратный метр. Выше этой цифры мы обязательств по обеспечению жильем наших категорий граждан брать не будем. Сейчас вокруг этого идут споры. Мы работаем над совершенствованием методики, работаем с регионами, чтобы они более объективно определяли стоимость "льготного" квадратного метра.

    Досье

    Басаргин Виктор Федорович родился 3 августа 1957 г. в Асбесте Свердловской области.

    В 1976 г. окончил Асбестовский горный техникум, в 1984 г. - СГИ, в 1991 г. - Свердловский социально-политический институт. Имеет квалификационный аттестат специалиста по работе с ценными бумагами (ФКЦБ России, 1998), сертификаты риэлтера (Минимущества РФ, 1999), арбитражного управляющего (ФСФО России, 1999). Кандидат экономических наук.

    Трудовой путь начал в 1976 г. помощником машиниста экскаватора, затем взрывник, ст. инженер лаборатории, инженер-технолог комбината Ураласбест. В 1983-1985 гг. - секретарь комитета ВЛКСМ Центрального рудоуправления комбината Ураласбест, с 1985-го - первый секретарь Асбестовского ГК ВЛКСМ, с 1987-го - секретарь Свердловского ОК ВЛКСМ.

    В 1992-1994 гг. - начальник отдела, зам. председателя Фонда имущества Свердловской области. С 1994 г. - первый зам. председателя Свердловского областного комитета по управлению госимуществом, с 1996-го - председатель ГУ Фонд имущества Свердловской области.

    В 2000-2001 гг. - начальник управления аппарата полномочного представителя Президента РФ в УФО. С 2001-2008 гг. - заместитель полномочного представителя Президента РФ в УФО.

    С октября 2008 г. - министр регионального развития Российской Федерации.

    Дословно

    Дмитрий Медведев, президент РФ:

    - Мы действительно довольно существенно за три года нарастили объемы строительства. Начинали где-то с 50 миллионов квадратных метров жилья в год, в прошлом году уже вышли почти на 64 миллиона квадратных метров. Задача и была, и остается строить в конечном счете не меньше чем 1 квадратный метр жилья в расчете на одного гражданина России в год. Это макрозадача, сейчас мы к ней не готовы, но ее никто не снимает.

    кроме того

    Ликвидировано более 150 тысяч квадратных метров ветхого и аварийного жилья и взамен введено более 200 тысяч квадратных метров для переселения более 10 тысяч человек. В 2009 году за счет субсидий регионам в размере 4,6 млрд руб. будут модернизированы 45 объектов, предусмотренных ФЦП "Жилище". Предполагается реализация мер, направленных на развитие жилищного строительства в рамках расселения аварийного жилищного фонда с помощью 40 млрд руб. Фонда ЖКХ

    в тему

    В рамках выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан намечены мероприятия по аккумулированию государственного спроса, в первую очередь на первичном рынке жилья:

    - обеспечение жильем 52 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны;

    - обеспечение в 2009 году жильем 27,9 тысячи военнослужащих;

    - совершенствование механизма использования государственных жилищных сертификатов;

    - обеспечение жильем иных категорий граждан в рамках различных программ (Минсельхоза России, Минобрнауки России, других государственных заказчиков)

    Поделиться