На столе у главы администрации городского округа Домодедово Дмитрия Городецкого - стопка увесистых новинок по управлению в кризисных ситуациях. Научный подход к любой проблеме - неизменный стиль его работы. Потому и результат для него очевиден. А для многих - нет. Так было, например, с реформой самоуправления, которую в Домодедово начали вводить практически первыми в стране...
Миллиард на социалку
Российская газета: Дмитрий Игоревич, отстаивать структуру района как единого городского округа, пришлось даже в судах. Многие утверждали, что сельские жители, став горожанами, потеряют льготы, да и вообще работа на местах "провиснет"...
Дмитрий Городецкий: Жизнь показала, что одноуровневая система управления наиболее эффективная. Ни одной льготы жители сел, вошедших в округ, не потеряли и не потеряют. Прежние сельсоветы превратились в территориальные управления администрации, там улаживают все локальные вопросы. С более сложными проблемами люди едут в город (в свою очередь, он разбит на микрорайоны с территориальными управлениями местной власти). Чтобы сделать работу более эффективной, в управление округом ввели диархическую систему. Глава округа Леонид Ковалевский - высшее должностное лицо. Он возглавляет Совет депутатов, открыт для жителей по любым вопросам. Раз в месяц принимает в здании администрации, три - в микрорайонах и деревнях. В течение года таким образом успевает выслушать тысячи жителей. Администрация округа, которой руковожу я, обладает всей полнотой и ответственностью исполнительной власти. Живое общение тоже идет постоянно. Скажем, регулярно собираем хозяйственные активы, которые я называю ведущим инструментом производственной демократии. Поэтому и "белых пятен" в жизни городского округа почти не существует.
РГ: Ваши критики еще недавно называли генеральный план развития городского округа "потемкинской деревней"...
Городецкий: А сейчас многое уже воплотилось в жизнь. Было трудно доказать инвестиционную привлекательность территории, тем более, что конкуренция жесткая, иногда недобросовестная. Тем не менее, два года подряд удавалось привлекать по 25-30 миллиардов рублей инвестиций, что составляет 10-14 процентов от общеобластного объема, притом что в округе проживает только 2 процента населения Подмосковья. В прошлом году наши предприятия выпустили продукции и предоставили услуг на 134,5 миллиарда рублей - сопоставимо со средним субъектом Российской Федерации. Выполнили задачу губернатора - к концу года средняя зарплата поднялась до 31 тысячи рублей (сейчас, правда, тысячу из нее потеряли). Это сразу же сказалось и на нашем бюджете, поскольку более половины наполняется от подоходного налога. Всего в бюджеты всех уровней собрали 15 миллиардов рублей. Если пересчитать на население, это примерно в два-три раза выше, чем в среднем по стране, за исключением нефтяных или газоносных районов.
РГ: Как на себе почувствовали это домодедовцы?
Городецкий: За два года в социальные объекты, коммунальное хозяйство вложено более миллиарда рублей. Запустили две пожарно-спасательные части, построили три детских сада, школу, спорткомплекс на селе, городской стадион... Скажем, если в Москве вводится по 0,5 квадратного метра жилья на человека в год, то в Домодедово - до 1,5. Обустроили 200 дворов перед многоэтажками. Более сотни миллионов рублей вложили в благоустройство шести военных городков, расположенных в округе: пусть это, порой, даже и федеральное имущество, но люди-то домодедовские. Стали ремонтировать больше дорог, электросетей, линий уличного освещения... Увеличили вложения в медицину - и люди стали реже болеть.
Деньги на крыльях
РГ: Из-за кризиса придется сворачивать социальные программы?
Городецкий: Местный бюджет сократился на 15 процентов. Пришлось "на потом" отложить капремонты, покупку компьютерного томографа, открытие центрального травматологического пункта... Появятся дополнительные доходы - тут же вернем в бюджет соответствующие объекты. Хотя перед кризисом соломку мы все-таки подстелили. Как только почувствовали его приближение, начали искать резервы.
РГ: Что же стало "спасательным кругом"?
Городецкий: Уход от моноэкономики, ее структурная диверсификация. Раньше три четверти экономики Домодедово приходилось на аэропорт. А сейчас - половина. В прошлом году аэропорт перевез рекордное для страны количество пассажиров - 20,4 миллиона. Больше, чем Прага и Будапешт вместе взятые. Но с началом кризиса аэропорт потерял до четверти пассажиров, его предприятия (их около 200) были вынуждены высвободить около 5 тысяч человек, почти каждого пятого. Если бы мы рассчитывали только на деньги, которые летели в бюджет "на крыльях", Домодедово сидело бы сейчас на голодном пайке. Но в последние два-три года удалось структурно перестроить экономику: начали работать порядка 25-30 новых производств, в основном высокотехнологичных. Скажем, на машиностроительном заводе производят высокоточную газовую аппаратуру. Несмотря на кризис, рост производства составляет там 200-250 процентов. Другое предприятие строит производственные корпуса по 4-6 тысяч квадратных метров, потом либо продает их, либо сдает в аренду, оставляя за собой управленческие функции. Возведено уже 20 таких зданий, где выпускают и хранят электротехнику и профили для стеклопакетов, шоколад и батарейки, игрушки и канцтовары... За два года на 250 гектарах голого поля вырос крупнейший в стране индустриальный парк "Северное Домодедово" общей площадью 600 тысяч квадратных метров. Среди предприятий есть и иностранные, которые вложили свои инвестиции. В ближайшее время начнет работать крупная американская компания по производству напитка, который, как выясняется, выбирает не только молодое поколение.
РГ: Ситуация изменчива. Вчера заказчик продукции был на плаву, а сегодня деньги кончились. Завод встал. Что будете делать?
Городецкий: Наш комитет по экономике ежедневно проводит мониторинг ситуации. Предприятия отчитываются на заседании антикризисного штаба администрации по занятости, производственным запасам, финансам, кредитам, зарплате… В результате удалось свести к минимуму количество намечающихся банкротств, а также рейдерские захваты… В Домодедово примерно 200 крупных и средних предприятий, больше тысячи малых, 3 тысячи индивидуальных предпринимателей. За всем этим хозяйством внимательно следим. В результате за четыре месяца собрали в местный бюджет 119 процентов налогов от прошлогоднего. На крупных предприятиях раз в квартал проводим выездные штабы по доходам. Например, собираем в "Северном Домодедово" все 60 хозяйствующих субъектов и решаем: кому помочь открыть таможенный склад, кому - встать на налоговый учет или быстро зарегистрировать технику в ГИБДД… Бизнес стал понимать: он не сам по себе, власти и помогут, и жестко спросят. Мне кажется, одним из уроков кризиса должно быть сосредоточение реальной власти на местах. Жизнь показала: там, где функции были централизованы, подняты на федеральный уровень, результата не получилось.
РГ: Скоро под юрисдикцию района вернутся отрасли, которые еще недавно уходили наверх. Вы готовы их взять?
Городецкий: Готовы. В ближайшие месяц-два область обещает вернуть функции соцзащиты. Уже подписано постановление губернатора о возвращении под крыло городского округа 300 километров дорог (из 500, относящихся к областным). Мы заинтересованы в их надлежащем обслуживании.
Не бойтесь жизнь переменить
РГ: Еще в прошлом году число безработных в Домодедово было всего 300 человек. А сейчас?
Городецкий: Почти на тысячу больше, но все равно это чуть более одного процента от работающих. Сокращаются нерентабельные подразделения. Но если видим, что произошла заминка в работе, - возвращаем людей. Сократили специалистов по ЖКХ в территориальных управлениях администрации, а потом поняли, что ослаб контакт с населением, контроль за этой сферой, и вернули сотрудников назад.
Еще 2 тысячи человек (из 70 тысяч работающих на предприятиях) заняты неполный день или отправлены в вынужденные отпуска. Но люди не опускают руки, хотят учиться, осваивать новые профессии. Маркс когда-то говорил об идиотизме принадлежности к одной профессии всю жизнь. Я сам пять раз менял профессию. Иногда это полезно. В хорошие времена в нашем банке вакансий на одного безработного приходилось 6-8 предложений, сейчас - 1,5-2.
РГ: В разных районах Подмосковья местные власти пытаются найти способы помочь жителям пережить трудности. Например, в Клину пенсионеры в определенных магазинах по муниципальной карте покупают продукты со скидкой в 7-10 процентов...
Городецкий: А мы стараемся помочь всем. Два муниципальных помещения передали под социальные магазины муниципальному Домодедовскому комбинату питания, сэкономив тем самым на арендной плате. Пригласили наших товаропроизводителей поставлять туда продукцию с нулевой или одно-двухпроцентной рентабельностью. После трудного разговора на такие условия согласилось немало бизнесменов. При этом торговая наценка на товар не превышает 10-15 процентов (а в стандартных торговых сетях она иногда подскакивает и до 50-100 процентов). В итоге мясо птицы там стоит 84 рубля, макароны - 22 рубля, килограмм отличных пельменей - 50-60 рублей, хлеб - 11-13 рублей... Ежедневно такой магазин приносит до сотни тысяч выручки, и покупатели довольны. Если так пойдет и дальше, откроем подобные магазины или отделы на всех производственных центрах, в каждом микрорайоне. Кстати, Домодедово 14 лет занимает первое место в области по производству молока. Было бы стыдно, если бы оно у нас было дорогим. Литр разливного можно купить за 20-25 рублей.
РГ: В некоторых регионах над жителями нависла угроза оказаться без света и воды за неуплату. Долгов по квартплате домодедовцы много накопили?
Городецкий: Даже на декабрьском пике кризиса уровень сбора квартплаты составил 114 процентов - многие предпочли внести опережающие платежи. 3781 семей в декабре получили субсидии на квартиру, в марте - 3848. Круг нуждающихся в помощи практически не растет. К тому же и тарифы не задираем: если в Москве в этом году они выросли на 25-27 процентов, в Домодедово - на 13-14.
РГ: Реформа ЖКХ обернулась для властей и жителей некоторых регионов головной болью. Люди не хотят создавать ТСЖ, выбирать управляющие компании, боясь нарваться на жуликов. В Домодедово этот процесс тоже тормозит?
Городецкий: Нет. В округе больше тысячи многоэтажных домов. 110 из них уже имеют ТСЖ, создано десять управляющих компаний. Два года назад победили в брюссельском конкурсе и получили методологическую помощь при реформировании ЖКХ от специалистов Еврокомиссии. Процесс идет, поэтому и дополнительные деньги нам капают на ремонт домов: уже реализуем 54 миллиона рублей из федерального фонда. Надеемся, что вскоре получим еще 130 миллионов. Будет на что заняться ремонтом.
Вообще я согласен с Фазилем Искандером, который недавно сказал, что без кризиса было бы скучно жить. Кажется, что в происходящем больше психологии, чем экономики. Многие сами себя пугают, и принимают собственные страхи за истину. А бояться не стоит. Надо - работать, думать, искать и общаться.