Беларусь обвинила Россию в невыполнении договоренностей по совместному выходу из кризиса

В четверг в Минске встретились давние союзники - российский премьер Владимир Путин и его белорусский коллега Сергей Сидорский, а также глава государства Александр Лукашенко. С последним Путин имел долгую беседу - в три раза дольше, чем было запланировано протоколом.

После личного приема у Лукашенко глава российского правительства отправился на заседание Совета министров Союзного государства России и Белоруссии.

Отношения двух государств, любят подчеркивать в Москве, отличаются особым характером. Но, как известно, кого любят, с того и больше спрашивают. В последнее время Россия и Белоруссия накопили друг к другу много претензий и не стеснялись об этом говорить.

Однажды во время субботника Лукашенко высказал крайнее раздражение тем, что президенты двух стран принимают решения, но они не исполняются. "Вся проблема в российском правительстве", - заметил тогда белорусский президент. Спустя несколько дней Путин отреагировал: кредитная нагрузка на соседа достигает угрожающих масштабов. А на последнем заседании президиума правительства российский премьер и вовсе попросил использовать кредитные ресурсы России только на закупку отечественной сельхозтехники, таким образом оставив не у дел белорусских производителей. "Все развалено, все блокируется, - возмущался Александр Лукашенко в минувшую пятницу. - Президенты решения принимают, правительство России проваливает. Будем уточнять у премьер-министра. Вот он запросил встречу со мной. Я встречусь с ним и тоже задам ему этот вопрос: "Почему?" Если начинает блокировать Россия и не пускать нас на свой рынок, так зачем нам эта интеграция?"

Камнем преткновения в двусторонних отношениях являются деньги. Белоруссия с марта ждет обещанный еще прошлой осенью кредит на 500 миллионов долларов в дополнение к уже полученным 1,5 миллиарда долларов. Официальная версия Москвы - Россия не уверена в платежеспособности соседа по внешним долгам. "Да, мы проведем встречу, убедимся в намерениях, в шагах, которые должна предпринимать Белоруссия, и если они будут адекватными, то транш тут же последует", - сказал вчера вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, отметив, что предоставление транша в 500 миллионов долларов зависит от экономической политики, которую проводит Белоруссия. Тем более что, по словам Кудрина, Белоруссии предлагался кредит на эту сумму, но в рублях, поскольку для расчетов с Россией Минску нужны рубли. Но Александр Лукашенко, по словам вице-премьера, отказался. Вице-премьер опасается, что у страны к концу третьего квартала 2009 года могут иссякнуть золотовалютные резервы, которые сейчас Минск использует на поддержку курса национальной валюты. "По сути идет оттягивание проявления кризисных явлений, и оттягивание их таким искусственным способом за счет кредитной поддержки", - разъяснил глава минфина, добавив, что "сейчас структура промышленности и внешний экспортный потенциал явно недостаточны для того, чтобы поддерживать платежный и курсовой баланс на нужном уровне". Впрочем, Владимир Путин посчитал "крайние оценки неуместными". "Если потребуется подставить Белоруссии плечо, Россия всегда это сделает", - заявил Путин, добавив, что сотрудничество в кредитно-денежной сфере будет продолжено.

По всей видимости, Москва пока не собирается расставаться с большой суммой, не получив ничего взамен. И это желание усиливается.

В довершение всего Минск присоединился к программе Евросоюза "Восточное партнерство". Новый формат объединяет шесть постсоветских стран, которым, однако, не светит скорое вступление в ЕС. Но Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия, Азербайджан, Армения предполагают особый род сотрудничества с ЕС. Александр Лукашенко подчеркнул, что Беларусь хочет получить от "Восточного партнерства" "дороги, трубопроводы, инфраструктурные проекты и прочее".

Не спешит помогать Белоруссии и Международный валютный фонд, он также осторожничает с предоставлением денежного транша. Неизвестно, совпадают ли требования российского правительства и МВФ в части экономических реформ на белорусской земле, однако обе организации сходятся в оценке рисков. Как рассказал "РГ" источник в российском дипкорпусе, Минск попросил у МВФ кредит в 2,4 миллиарда долларов. В начале года "пожелания" были удовлетворены только на 788 миллионов долларов, сейчас ожидается решение по выдаче еще 400 миллионов долларов. Однако, как заметил дипломат, переговоры крайне непростые и постоянно затягиваются.

Впрочем, самим белорусским властям картина собственной экономики видится куда в более радужных тонах. Позавчера премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский на заседании правительства сделал сенсационное объявление: кризис закончился, экономика страны уже достигла дна, и дальше ее ждет рост. Оптимизм главе белорусского правительства внушает то, что ВВП за четыре месяца вырос на 1,2% против роста на 1,1% по итогам квартала. Да и Владимир Путин после разговора с белорусским президентом был чрезвычайно впечатлен: он передал слова Лукашенко о возможном 1,5-процентном росте ВВП в этом году. "Экономика Белоруссии демонстрирует в условиях кризиса неплохие темпы роста, наверное, одна из немногих стран СНГ, да и вообще в Европе, в которой наблюдается рост ВВП, при его падении в остальных государствах", - сказал российский премьер. И его слова укрепляли в информационной реальности заявления Лукашенко о том, что его страна вошла в кризис последней и должна первой из нее выйти.

Подчеркивая высокий статус визита Владимира Путина, президент Белоруссии Александр Лукашенко принял руководителя Белого дома в своей резиденции. "Мировой финансовый кризис, к сожалению, не миновал нас, - сказал белорусский лидер. - Он пришел к нам со стороны". Откуда именно, Лукашенко пояснять не стал, оба собеседника и без того неоднократно метали молнии в сторону финансовых властей США.

Вообще, глобальный кризис ударил по Белоруссии падением экспорта более чем на 40 процентов и снижением темпов роста экономики. Минск надеется восстановить прежние объемы торговли с РФ, получив свободный доступ для своих товаров на российский рынок. Власти составили перечень из 11 белорусских и девяти российских заводов, которые должны получить равный доступ к системе государственных закупок в двух странах. Белоруссия считает, что на эти предприятия должны распространяться все меры господдержки, которые принимают правительства обеих стран. Такую же позицию однажды высказывала министр экономического развития России Эльвира Набиуллина. Например, белорусским предприятиям отдадут предпочтение при тендере на госзакупки, даже если цена их услуг будет на 15% выше. Так обещал Путин.

Впрочем, российскому премьеру по душе было начать с поздравлений - Минск избрали местом проведения чемпионата мира по хоккею в 2014 году. "Это, бесспорно, хорошая новость и для Белоруссии, и для России", - сказал российский премьер, заметив, что в 2014 году состоится еще и Олимпиада в Сочи, в которую Белоруссия вкладывает свои инвестиции. Что же касается кризиса, то Путин лишь заметил успешные попытки "снижения темпов товарооборота". В прошлом году он составил, кстати, 34 миллиарда рублей.

Помимо экономических преференций, Россия готова предоставить энергетическую помощь. Вчера было заключено межправительственное соглашение об использовании атомной энергии в мирных целях. В рамках этого документа страны договорились подписать контракт на строительство АЭС. Однако Минску снова нужен кредит - теперь уже на 9 млрд долларов. "Нужно все взвесить, прежде чем выдавать кредит. Чтобы принять решение, нужно убедиться, что эта станция будет построена, будут определены рынки сбыта этой электроэнергии и что эти рынки позволят эти кредиты вернуть", - отметил Алексей Кудрин. Чтобы помочь партнерам, "Газпром" внес предоплату за транзит газа за три квартала и предоставил белорусам возможность оплачивать газ по усредненной цене.