Стройматериалы
Строительные материалы продолжают дешеветь. По состоянию на начало апреля 2009 года снижение цен на основные стройматериалы к декабрю 2008 года составило 7,15% (в том числе за март 2,87%). Общее снижение цен на основные строительные материалы началось в сентябре-октябре 2008 года и составило к началу апреля 2009 года 15,29%.
С января 2009 года цемент продолжал резко дешеветь. Однако по итогам марта на торгах цементом на МФБ ценовой индекс цемента вырос на 1% по сравнению с показателем февраля и составил 1975,29 руб. за тонну. Впрочем, по оценке Ассоциации строителей России (АСР), цены на цемент в ближайшее время снижаться уже не будут.
В декабре-январе цены на металлопрокат достигли своего дна и практически сравнялись с себестоимостью. После небольшого оживления в феврале (+8,2%) сейчас они вновь упали до минимальных показателей.
Общий индекс средних рублевых рыночных цен металлопроката снизился за март на 4,3%. По итогам I квартала стоимость тонны одного из самых активно используемых в строительстве видов проката - арматуры - составляла 16,4-18,87 тысячи рублей.
Снижение цен на стройматериалы привело к снижению себестоимости строительства за январь-март 2009 года на 5,34% (в том числе за март - 2,11%), а с начала кризиса в сентябре 2008 года - на 12,11%. Следствием снижения спроса на стройматериалы стал спад их производства. Так, производство цемента в РФ в I квартале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по данным Росстата, сократилось на 37% - до 7,1 млн тонн. Кроме цемента, наблюдается снижение производства кирпича (снизилось на 40,3%, до 1,8 млрд условных штук), ЖБИ и ЖБК (снижение на 42,8%, до 4 млн куб. м), крупных стеновых блоков (на 54,4% - до 128 млн условных кирпичей).
Новостройки
Опубликованные Росстатом итоги работы строительной отрасли в I квартале 2009 года показывают, что объемы выполняемых строительных работ снизились в натуральном выражении на треть, число занятых в отрасли снизилось также примерно на треть. Руководители строительных организаций проявляют умеренный оптимизм, ожидая во втором квартале 2009 года рост объема работ на 6%. При этом всего за I квартал 2009 года было введено в строй 10,4 млн кв. м жилья, что на 2,4% больше, чем за аналогичный период 2008 года. Падение объемов фактически выполняемых строителями работ пока не сказалось существенно на количестве принимаемых госкомиссиями новых жилых строений. Застройщики активно достраивают ранее начатые объекты высокой степени готовности, заморозив в основном стройки, находящиеся на ранних стадиях строительства. При этом обнародованные данные региональных управлений Федеральной регистрационной службы за I квартал 2009 года говорят о том, что число сделок на рынке жилья с использованием сбережений и кредитов снизилось в зависимости от региона от четверти до двух раз. В наибольшей степени сократилось число сделок с использованием ипотечных кредитов. Например, в Москве более чем в 3 раза.
По данным аналитического центра GED Analytics, столичные новостройки в апреле подешевели на 2% (до 138 тыс. руб. за кв. м). Застройщики постепенно сворачивают программы по строительству жилья экономкласса, которое сейчас строится в основном по заказу местных и федеральных властей. В результате в коммерческом сегменте новостроек оказывается представлено жилье в основном бизнес-класса и элитного класса. Полное вымирание коммерческого рынка дешевых новостроек может привести в следующие месяцы к увеличению средних цен на новостройки.
Стройсберкассы
В ближайшее время, как надеется спикер Совета Федерации Сергей Миронов, Госдума рассмотрит закон о строительных сберкассах (ССК), которые смогут стать реальной альтернативой ипотеке. Законопроект предусматривает, что ССК будут находиться под контролем и защитой государства и выдавать кредиты на жилье под 5-8% годовых.
Принцип работы ССК такой: гражданин вступает в кооператив, вносит в ССК членский вступительный взнос - 15% от стоимости квартиры, по индивидуальному графику (например, за 3-6 лет) накапливает половину стоимости приобретаемого жилья. Когда накопленная сумма составит 30-50% от стоимости квартиры, гражданин получает кредит на недостающую для приобретения жилья сумму.
По сравнению с банковской ипотекой ССК имеют ряд преимуществ. Благодаря узкой специализации и предварительным планам накопления ССК снижают кредитные риски и преодолевают проблему недоверия, позволяя вовлечь в систему кредитования основную массу населения. В отличие от банков ССК основаны на коллективном соглашении участников и способны назначать низкие проценты по депозитам. Благодаря низкому кредитному риску и "длинным" пассивам ССК способны функционировать с минимальной маржей и выдавать относительно долгосрочные кредиты. Создание ССК не отменяет необходимости в программах социального жилья, однако сочетание ССК с такими программами может оказаться весьма эффективным. Например, тем из очередников, кто накопит соответствующую сумму в ССК, можно предложить льготный (или даже бесплатный) дополнительный кредит вне очереди. Таким образом, вместо полной стоимости квартиры государство оплатит лишь ее часть. Наконец, в условиях кризиса именно ССК могут возродить спрос на жилье, а значит, помочь строительной отрасли выйти из кризиса.
Капремонт
Проблема ветхого и аварийного жилья в России стоит очень остро. Объем такого жилья превышает 98 млн кв. м, в нем проживает около 40 млн человек. Напомним, что для решения этой проблемы в 2007 году был создан Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Субъекты и органы местного самоуправления уже получили за счет его ресурсов более 80 млрд рублей. Всего же благодаря Фонду ЖКХ, в который государство вложило 240 млрд рублей, более 120 тысяч человек уже получили или получат в самое ближайшее время новые квартиры. Будет отремонтирована значительная часть жилого фонда. А в целом за период работы фонда, которая рассчитана до 1 января 2012 года, улучшат условия проживания 7 млн человек.
По данным гендиректора Фонда Константина Цицина, региональные программы капремонта многоквартирных домов, профинансированные фондом в 2008 году, сегодня выполнены в среднем на 81,7 %. При этом полностью выполнили свои программы на 2008 год 27 субъектов РФ. Что же касается переселения из аварийного жилья, то в 2007 году на эти цели было направлено 10,5 млрд рублей, а в 2008 году - 15,4 млрд рублей.
В ходе реализации региональных программ переселения граждан из аварийного жилья переселено более 9 тыс. человек, при этом расселено 429 аварийных домов.
В 2008 году 5 регионов России не смогли воспользоваться финансовой поддержкой фонда. Москва, Мурманская область, Камчатский край, Ненецкий автономный округ - из-за пассивности руководства этих регионов. Между тем средства фонда не всегда поступают в муниципальные образования вовремя, а если деньги получены, местные власти их тратить не спешат. Например, по состоянию на 30 января 2009 года более чем в 10% домов ремонтные работы не начинались, хотя деньги уже были перечислены.