29.05.2009 02:00
    Поделиться

    В регионах будет заморожено около 50% государственных строительных проектов

    Сегодня массовое жилищное строительство стало для государства не просто приоритетом, но и единственной возможностью решить целый комплекс социальных проблем. А повышенные финансовые вливания в строительство жилья, как это ни парадоксально звучит, стали хорошим шансом сэкономить государственные деньги. Потому что именно реализация проектов массового жилищного строительства даст миллионам людям возможность заработать и на самом строительстве, и в смежных областях, а следовательно, минимизирует безработицу и позволит избежать вытекающих проблем, включая выделение государственных средств на поддержку безработных. Не говоря уже о том, что массовое строительство жилья, особенно широко освещаемое в СМИ, поможет снизить остроту неизбежной в кризис социальной напряженности, а заодно и обеспечить граждан доступным жильем.

    Получается, что если бы жилищного вопроса в России не было, его стоило бы придумать. Но, слава богу, этот вопрос стоит настолько остро, что поле деятельности не ограничено и для самих строителей, и для государства. Даже новые строительные проекты начинать необязательно - завершить бы начатые. Так, общая площадь жилья в России, строительство которого по состоянию на март 2009 года не завершено, согласно данным Фонда содействия развитию жилищного строительства (Фонд РЖС), составляет 57,5 млн квадратных метров. Из них 32,2 млн должно быть введено в строй в этом году.

    Но государство не жалеет денег на новые проекты. Как заявил в конце апреля министр регионального развития Виктор Басаргин, в 2009 году в России будет введено 52 млн квадратных метров жилья, что создаст условия для восстановления темпов ввода жилья начиная с 2010 года. Как сообщил Басаргин, в этом году государство направит на прямую и косвенную поддержку жилищного строительства 427,7 млрд рублей, из которых 127,5 млрд рублей будет направлено на новое жилищное строительство. На поддержку спроса на рынке жилья будет выделено 174,8 млрд рублей, на проведение капитального ремонта жилищного фонда, модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, реструктуризацию ипотечных кредитов - 125, 4 млрд рублей. Эти средства способны обеспечить до четверти объема ежегодно строящегося жилья.

    А что делать с остальными тремя четвертями? По словам экс-президента (а ныне почетного президента) Российского союза строителей Виктора Забелина, в условиях кризиса продажи новостроек существенно сократились, а доступа к дешевым кредитам нет ни у строителей, ни у потенциальных покупателей, что ставит под угрозу реализацию нацпроекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

    По данным Ассоциации строителей России (АСР), приостановлено финансирование проектов даже по открытым кредитным линиям на согласованных ранее условиях. В массовом порядке банки направляют требования о возврате кредитов. В уведомительном порядке предприятиям-заемщикам сообщается о повышении процентных ставок по уже выданным кредитам. Катастрофически выросли сроки рассмотрения заявок и выделения средств. Почти в 20 раз сократилось количество банков, выдающих ипотечные кредиты. Банки, как и в случае с кредитованием строительства, ужесточили требования к заемщикам и условия предоставления кредитов, а также существенно повысили ставки. Кредитование населения на этапе строительства полностью прекращено.

    Мало того, произошла массовая остановка продаж готового жилья, а также долевое строительство. Опасаясь социальных взрывов со стороны "обманутых дольщиков", депутаты Госдумы в срочном порядке вносят проекты изменений и дополнений в 214-ФЗ, которые де-факто сводятся к запрету застройщикам привлекать средства населения на этапе строительства.

    В результате девелоперы вынуждены замораживать проекты на стадии получения исходно-разрешительной документации, а также замедлять темпы начатого строительства, вплоть до его полной остановки, из-за нехватки средств для расчетов с подрядчиками. По экспертным оценкам, около 50% государственных строительных проектов в регионах будет заморожено из-за того, что субъектам РФ не хватает денег вследствие сокращения налоговых поступлений.

    Эти проблемы надо срочно решать, и власти это прекрасно понимают. Во всяком случае уже начали стоить, правда, пока планы. Так, минрегион разработал предложения, направленные на реализацию комплексного плана, основными целями которого станет сохранение достигнутого уровня доступности жилья для населения и создание условий для его дальнейшего повышения.

    Как считают в минрегионе, для стимулирования развития жилищного строительства в России необходимо сформировать новый сегмент жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, включая развитие малоэтажного строительства и развитие новых форм участия граждан в жилищном строительстве. Для этого потребуется разработка стандартов жилья экономкласса и малоэтажного жилья, предоставления Фондом РЖС земельных участков под такое жилье, обеспечения их инженерной инфраструктурой. Также должны быть упрощены процедуры и сокращены сроки государственной экспертизы проектной документации на строительство жилья и получение застройщиками разрешений на жилищное строительство. Кроме того, план предполагает реализацию мер, направленных на развитие жилищного строительства в рамках расселения аварийного жилищного фонда с помощью 40 млрд рублей Фонда ЖКХ.

    Для стимулирования спроса на жилье некоторые шаги уже сделаны. В минрегионе разработаны и приняты меры по повышению капитализации Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) и снижению процентной ставки по ипотеке. В декабре прошлого года уставный капитал АИЖК был увеличен на 60 млрд рублей, из которых половина зарезервирована на реализацию программы господдержки заемщиков. Материнский капитал разрешено пустить на погашение ипотечных кредитов. Этим правом могут воспользоваться 88 тысяч семей в объеме 26 млрд рублей. Наконец, введена отсрочка по оплате процентов и основного долга гражданами, взявшими ипотечный кредит, но утратившими возможность платить по нему в связи с потерей работы или снижением доходов.

    Правда, большинство государственных усилий направлено на обеспечение жильем льготников. На эти цели в федеральном бюджете на 2009 год предусмотрено 40,7 млрд рублей, что позволит обеспечить жильем 25 тыс семей и приобрести 1,5 млн квадратных метров жилья. Будет выдано 17 975 государственных жилищных сертификатов. А остальным гражданам придется надеяться на снижение ипотечных ставок и повышение собственного благосостояния, а главное - ждать, когда строительная отрасль выйдет из кризиса.

    Между тем АСР предложила правительству РФ собственный антикризисный план, который, в частности, предполагает следующие меры: обеспечение государственного софинансирования проектов строительства жилья экономкласса на стадии 50-процентной готовности, а также проектов долевого строительства с последующей передачей соответствующей доли жилья муниципалитетам с целью формирования фондов арендного и социального жилья; предоставление госгарантий (выкупа готового жилья) и субсидирование процентных ставок банкам, кредитующим строительство жилья экономкласса, а также проектов с участием дольщиков; выкуп готового жилья экономкласса за счет средств федерального бюджета с участием бюджетов субъектов РФ с последующей передачей его муниципалитетам; предоставление налоговых льгот для девелоперов, осуществляющих строительство жилья для граждан, нуждающихся в социальной защите или поддержке; упрощение процедур и сокращение сроков получения девелоперами исходно-разрешительной документации на строительство.

    У государства есть собственный антикризисный план для отрасли. Как заявил недавно вице-премьер РФ Дмитрий Козак, "эта отрасль имеет самый большой мультипликативный эффект для всей экономики, поэтому сейчас завершается согласование комплекса антикризисных мер в строительстве". По его словам, будут упрощены административные процедуры, усовершенствовано антимонопольное регулирование, система контроля за ценообразованием на стройматериалы и механизмы подключения к инженерным сетям.

    Поделиться