02.06.2009 04:00
    Поделиться

    Эксперты активно обсуждают тему второй волны банковского кризиса

    Эксперты обсуждают "второе пришествие" кризиса

    Накануне открытия Санкт-Петербургского международного экономического форума, на котором предусмотрен специальный день для дискуссий по финансовым проблемам, эксперты продолжают активно обсуждать тему второй волны банковского кризиса. Она скорее будет, чем нет.

    К такому выводу пришли российские экономисты - участники клуба "Экспертиза кризиса". И в России может резко сократиться количество кредитных организаций. Вчера эти опасения отчасти подтвердило и международное рейтинговое агентство Moody's. По мнению его экспертов, особые трудности ожидают маленькие банки.

    Причина опасений - растущие долги заемщиков. "Кредиты фактически перестают приносить банкам деньги", - пояснил старший преподаватель Высшей школы экономики Евгений Надоршин, напомнив последние данные Агентства по страхованию вкладов о 20-процентной просрочке, к которой приближается банковская система.

    Его поддержал глава Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, которого не устраивает "недостаточная формулировка", озвученная месяц назад руководством ЦБ и минфином. Речь шла о том, что на случай, если "плохие долги" пересекут критическую для банковской системы черту в 10-20 процентов, то в бюджете на это зарезервированы средства. "Нужен более детальный план, - призвал Гурвич. - Сегодня одной резервации средств на уплату "плохих долгов" мало".

    Напомним, чтобы справиться с долговой проблемой, банкиры предлагали при поддержке государства и частных инвесторов создать специальный фонд для выкупа "плохих активов". Но месяц назад первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что такой фонд правительство пока создавать не планирует. Банки приняли сигнал к сведению. Подробно об их "секретах" недавно рассказывал "РГ" один из участников клуба "Экспертиза кризиса", экс-глава Федеральной службы по финансовым рынкам, член правления РСПП Олег Вьюгин.

    По его словам, банки начали решать проблемы кредитных долгов нетрадиционным способом. В том числе "прятать" их реальные объемы.

    По словам Вьюгина, сегодня сложились три модели поведения банкиров по управлению проблемными долгами клиентов. Одна группа банков старается не "светить" в официальной отчетности перед Центробанком уровень просрочки, чтобы не терять уровня обязательных резервов. В этом случае, по словам Вьюгина, банки идут на разные схемы "льготного" рефинансирования займов. Некоторые, чтобы взять с клиента "хоть шерсти клок", пролонгируют кредиты. Якобы гасят их, но взамен оформляют новые, но по более низким процентным ставкам.

    Вторая группа банков выбирает коммерческую стратегию и неплохо зарабатывает на должниках в процессе реструктуризации их долгов. При этом банкиры заставляют заемщиков выплачивать гораздо большие проценты, чем по ранее взятому кредиту, заключают сделки по вхождению в их капитал. А также способствуют слияниям и поглощениям уж совсем безнадежных, перезаключают договоры с более внушительными залогами вплоть до "всего личного имущества". Зато прибыль от этой деятельности банки направляют на поддержание своих обязательных резервов.

    Третья, самая агрессивная группа, делится наблюдениями Вьюгин, не стесняется роста просроченных долгов и их списаний. Они из тех, кто "кошмарит" должников из-за "одного просроченного рубля". При этом в ход немедленно "идут" суды и банкротства. Цель - забрать дешевые активы должника, перевести их на свежие фирмы, чтобы переждать кризис, а затем продать по выгодным ценам. Как правило, к этой категории относятся банки, которые находятся в составе финансово-промышленных групп.

    Вьюгин, правда, не стал называть конкретные банки из этих трех групп и не привел статистику, в какой из них "особенно многолюдно". Но предположил, что банки, которые отличаются мягкостью с клиентами, - первые кандидаты "на вылет", если вдруг "рванет" вторая волна кризиса. Между тем, отвечая на вопрос журналистов, хорошо или плохо для рынка, если количество банков в России уменьшится, Евсей Гурвич сказал: "Суть не в том, что будет меньше банков, а в том, что останется больше здоровых банков". Такая тенденция, по его мнению, даже позитивна для банковской системы. Что касается вкладчиков, то при возможном сжатии банковского рынка - слияниях и поглощениях - они будут защищены созданной в России системой страхования вкладов.

    Гораздо сильнее эксперта волнует другое. Инвесторы и банки не будут вкладывать деньги в производство, пока не поймут, в каких отраслях спрос начнет восстанавливаться раньше. "Эта неопределенность - одно из главных препятствий для банковского кредитования", - сказал Гурвич. Он отметил также, что российская экономика уже и на дне, но это не исключает дальнейшего ухудшения ситуации. "Равновесие на дне очень неустойчиво - оно может меняться волнообразно как в одну, так и в другую сторону", - добавил эксперт. Ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау счел нужным поправить коллегу. Он считает, что тема второй волны - скорее философская и гипотетическая, так как масштабы и глубину кризиса по-прежнему до конца не осознает ни мир, ни Россия.

    "Надо с первой волной окончательно разобраться", - призвал экономистов не нагнетать страсти глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. По его словам, государство вполне успешно решило проблемы с банковской ликвидностью, вкладами населения, увеличив размер компенсации по депозитам граждан до 700 тысяч рублей. Осталось "совсем немного" - решить проблему кредитования экономики и высоких процентных ставок. И с этим, по мнению главы АРБ, вполне можно разобраться. А если так, то о второй волне кризиса можно забыть. В качестве основного инструмента решения проблемы Тосунян предлагает финансовым властям "поработать над ожиданиями рынка" и "торпедировать" процентную политику в сторону удешевления. Если ставку удастся снизить до 10-8 процентов, то кредитование экономики оживится. Что касается накопления банками "плохих долгов", роста которых, кстати, Тосунян отрицать не стал, то он надеется, что государство в конце концов все же откликнется на идею банкиров выкупать их.

    Пока же, считает Олег Вьюгин, Центробанк пытается "понять ситуацию" с конечными объемами списаний долгов: "Скорее всего, к июлю станет ясно, потребуется ли вмешательство правительства в решение этой проблемы".

    Поделиться