02.06.2009 03:00
    Поделиться

    Вячеслав Быков: Остаться в ЦСКА - значило бы заниматься рутиной

    В гостях у "РГ" побывал главный тренер сборной России по хоккею Вячеслав Быков

    На днях гостем нашей редакции стал наставник чемпионов мира 2008 и 2009 годов Вячеслав Быков. В номере за 28 мая мы привели несколько вопросов из нашего интервью, а сегодня публикуем вторую часть этой откровенной беседы.

    В ЦСКА все шло к рутине

    Российская газета: Сейчас много говорят о вашем уходе из ЦСКА. Зачастую не в самых приятных тонах. Как вы сами относитесь к этим разговорам?

    Вячеслав Быков: Спокойно. Обычно ведь тренеров выгоняют, а здесь мы с Игорем Захаркиным сами сменили клуб. Таких примеров, согласитесь, немного. Возможно, наше решение окажется ошибочным. Время покажет. Но каждый человек сам строит свою судьбу, и у нас тоже есть право сделать свой выбор. Конечно, можно сказать: "От добра добра не ищут". Однако тут другое. Возникало у нас в клубе такое чувство, как будто уперся в потолок и бьешься в него, бьешься. У меня в детстве был один случай, когда встал вдруг передо мною очень простой вопрос: жизнь или смерть? Мы с другом катались на катамаране, а какая-то шпана начала нас раскачивать. Одним словом, катамаран перевернулся. Сработал естественный рефлекс, и я что было сил начал выбираться на поверхность. Один раз о днище ударился, второй - воздуха все меньше. Благо что-то в голове щелкнуло, сообразил отплыть в сторону. Но секунда-другая, у тебя уже паника, а она ни к чему хорошему не привела бы. То есть возникает ситуация, когда либо живешь, либо идешь ко дну. И вот на данный момент я достиг в ЦСКА потолка. Дальше нужно ходить по кабинетам. Представьте, что вы олигарх Потанин или Прохоров. Я прихожу и говорю вам банальную фразу: "Дайте денег". А времена сейчас непростые, и значит, что кого-то ради этих денег нужно гнать с работы. Соответственно страдают семьи. Только ради моих амбиций. Это правильно?

    РГ: Нет, конечно.

    Быков: Не хочу иметь никакого отношения к выбиванию средств. Это не моя задача. Мое дело - тренировать. Это деятельность, которая доставляет мне удовольствие. Хотя после того, как закончил карьеру хоккеиста, нужно было определенное время, чтобы найти себя. Сейчас я втянулся в тренерскую работу. Она приносит мне не меньше радости, страсти, чем та пора, когда сам выходил на лед. Но заниматься еще и делами менеджера, делами президента клуба, отстаивая где-то бюджет, да еще подталкивать людей к его увеличению... Не хочу и не буду. Потому что это против моей натуры. Притом после ухода из ЦСКА меня начали обвинять в том, что я якобы говорил о проблемах с финансированием клуба. Абсолютная неправда. У ЦСКА всегда присутствовала четкая поддержка. И, на мой взгляд, соотношение цена-качество было на уровне. Нам, во всяком случае, не стыдно.

    РГ: Скажем так, свои деньги вы вполне отрабатывали?

    Быков: Во всяком случае, Кирилл Фастовский, занимавший при нас пост директора клуба, и Сергей Кущенко, возглавлявший большой ЦСКА, никаких претензий не предъявляли. Наоборот, результатами были довольны. В то же время мы сами всегда подходили к своей работе критично. Поэтому поражение в четвертьфинале от "Динамо" стало для нас настоящим шоком.

    РГ: Именно с таким счетом (ЦСКА проиграл серию 0:3 с разницей шайб 2:14. - Авт.)?

    Быков: Важен не столько счет, сколько то, как проиграли. Может быть, не очень хорошо говорить, но к решающим играм мы постарались подвести ребят в таком состоянии, чтобы они выжимали из себя максимум. Одним словом, стало совершенно очевидно - потолок. Продолжать - значит, заниматься рутиной, которая в итоге тебя засосет. В каком-то фильме одна женщина говорит другой: "Да брось ты его. Это же болото". А вторая ей отвечает: "Ты знаешь, там так тепло и уютно". Да, можно было бы продолжать. Деньги идут, ты болтаешься где-то в серединке, и в принципе все вроде бы и нормально. А дальше... Дальше стагнация и, наконец, деградация.

    Это я в ответе

    РГ: Вы постоянно говорите "мы", подразумевая дуэт с Игорем Захаркиным. Честно говоря, вас уже сложно представить по отдельности. Можете рассказать, как судьба свела двух людей на тренерском мостике?

    Быков: Здесь нет ничего необычного, мы ведь не единичный случай. Был же великолепный тренерский тандем Тарасов-Чернышов. Только поймите правильно, я ни в коем случае не хочу ставить нас с ними рядом. Лишь привожу пример. Или, скажем, пара Тихонов-Юрзинов. Единственный момент, Виктор Васильевич Тихонов так не считал. Что же касается истории нашего союза, то Игорь работал в ЦСКА, еще когда я там играл. Занимался научно-методической работой. Сейчас возглавляет кафедру хоккея в РГУФКе. Он умный, башковитый человек. В 93-м вместе с Борисом Петровичем Михайловым и Петром Ильичом Воробьевым был в штабе сборной России. Правда, потом, когда начали делить пирог, про него забыли. Так у нас, к сожалению, бывает часто. Еще тогда мы с ним очень быстро находили общий язык, питали друг к другу взаимное уважение. Короче говоря, договорились, что, когда закончу карьеру игрока, мы с ним обязательно встретимся. Потом я принимаю ЦСКА. Игорь приезжает в межсезонье на какую-то нашу товарищескую игру, после которой спрашиваю его: "Ты готов?" Он отвечает: "Да". Хотя у него в Швеции было свое то самое болотце (улыбается). Игорь там заработал себе хороший имидж, заслужил приличное место государственного функционера. Мог всю жизнь там провести и более чем комфортно себя чувствовать. Но только стоило мне ему предложить, и он незамедлительно согласился. Мы в равной степени делим и удачи, и поражения. Правда, ответственность все равно лежит на мне.

    У нас большая семья в НХЛ

    РГ: Впереди нас ждет Олимпиада в Ванкувере. Понятно, что канадцы сделают все возможное, чтобы не уступить нам "золото" домашних Игр. Не опасаетесь предвзятого судейства?

    Быков: А что тут можно сделать? Нам неподвластно что-то изменить в этом смысле. Для нас важно создать команду, которая будет и играть с соперником, и, если понадобится, поборется с арбитражем. Впрочем, уверен, Канада захочет выиграть в честной схватке. Так или иначе, давайте не будем забегать вперед. И шведы, и чехи, и финны наверняка не согласны на финал Россия-Канада. Олимпиада - серьезный турнир, на котором для начала необходимо добиться права выступать в решающем матче соревнований.

    РГ: Баланс в сборной будет все-таки смещен в сторону игроков из НХЛ?

    Быков: В команде будут хоккеисты из-за океана. Действительно стоит признать, что на данный момент там выступают сильнейшие в мире игроки. Ребята, кстати, уже дали согласие приехать в сборную. В конце августа на Ходынке у нас запланирована трехдневная встреча со всеми кандидатами в олимпийскую команду. Мы специально решили ее организовать не в Америке, не в Европе, а именно в России. Потому что здесь наша Родина, здесь наши болельщики и здесь наша энергетика. В первый день проведем открытую тренировку, во второй пообщаемся с юными хоккеистами. Всего в нашем распоряжении будет шесть пятерок.

    РГ: А кто, если не секрет, дал согласие приехать?

    Быков: Все те, с кем мы общались в последние три года. Те ребята, с которыми мы выигрывали чемпионаты мира. Эти парни - истинные патриоты. Им знакомо чувство победы, и теперь жаждут выигрывать еще и еще. Сегодня они становятся "дядьками" уже в молодом возрасте. Самое же главное, нам отрадно, что получается создать настоящую семью. Когда перед чемпионатом мира в Берне мы отправились в Северную Америку, чтобы побеседовать с нашими хоккеистами, были очарованы их радушием. Позвонили Илье Ковальчуку и только закончили с ним разговаривать, как читаем в электронной почте, что ресторан уже заказан. Звоню Сереге Гончару сообщить, мол, мы заглянем буквально на минутку, а он нам тут же расписывает, где встречаемся, куда едем обедать... И общаемся как самые близкие родственники. Но когда вопрос касается дела, все они - профессионалы экстра-класса.

    Сушинский сказал спасибо

    РГ: Вячеслав Аркадьевич, за последние десять лет на самой вершине на некоторое время задерживались то чехи, то шведы. Сегодня мы забрались выше остальных. Как нам не повторить их ошибок и не упасть с этого пика?

    Быков: Очень хороший вопрос. Когда три года назад мы с Игорем пришли в сборную, то сказали, что не хотим работать по принципу "хапнул и отвалил". То есть сколотил командочку, выиграл что-нибудь и до свидания. Задача состоит в том, чтобы вернуть наши былые позиции. Сборная принадлежит не мне, не какому-то хоккеисту, она одна для всех. Команда, которая представляет свою страну. Отвечая прямо на ваш вопрос, я бы выделил несколько позиций: постоянное прокручивание через сборную определенных игроков, которые получают опыт выступления на международном уровне, создание конкуренции и привычка побеждать. Для этого нам, кстати говоря, и нужны Евротуры. А их сейчас хотят убрать. Хоккеисты должны там набираться психологической уверенности. Они должны приезжать на чемпионат мира с чувством, что они сильнее. Это та работа, которую мы сейчас выполняем. Тогда будет стабильность. Благо в последнее время ребята снова повернулись к главной команде лицом и жаждут ехать в сборную.

    РГ: Даже то, что хоккеисты, которых отцепляли от сборной, здорово обижаются, свидетельствует, насколько снова стало престижно играть за национальную команду.

    Быков: Я уважаю эти чувства и понимаю, что, какие бы слова я ни нашел, все равно ребятам этим больно. Но когда после победы те, с кем ты еще до мирового чемпионата попрощался, присылают sms-сообщения, в которых говорят спасибо... Такие чувства дорогого стоят.

    РГ: Сушинский поздравил?

    Быков: Да. И Счастливый, и Михнов.

    Голкипер откликнется

    РГ: Через несколько дней по завершении первенства в Берне вы сказали, что канадцы начали нас изучать. Родоначальники хоккея действительно сегодня усомнились в своем неоспоримом для них господстве?

    Быков: Думаю, они начали делать выводы еще год назад. Может, и раньше. Но и мы не стоим на месте. Тоже стараемся исследовать наших соперников. Изучаем их пирамиду. Если не будем этого делать, то обязательно вернемся в 90-е. Не нужно забывать то время, когда мы считали, что мы пуп земли, и кичились победами над полупрофессионалами.

    РГ: Вы имеете в виду 70-80-е годы?

    Быков: Да.

    РГ: Ведь об этом никто не говорит. По крайней мере вслух.

    Быков: Почему? Боимся немножко корону кому-то повредить или свои чувства обидеть. Сборная СССР приезжала на чемпионаты мира в сильнейшем составе, а у соперника в наличии значились далеко не самые лучшие.

    РГ: Спасибо за откровенность. Давайте затронем несколько иную тему. Как на Олимпиаде будет обстоять дело с вратарями?

    Быков: Проблем нет. Опережая ваш вопрос касательно кандидатуры Николая Хабибулина, ничего не могу сказать. Будет у него желание или нет? Он по-своему решает. У нас есть Женя Набоков. Просто классный голкипер. Сейчас в Швейцарии свой высокий профессионализм подтвердил и Илья Брызгалов. Семен Варламов в "Вашингтоне" выходит на серьезные позиции, показывая для своего возраста зрелую игру. Давно доказал право быть в сборной Саша Еременко. Кошечкин, Проскуряков, Гелашвили, Алистратов - за всеми внимательно следим.

    РГ: Третий тренер к вашему с Захаркиным дуэту присоединится?

    Быков: Пока нет. Здесь важно не испортить. В любом коллективе один человек может как усилить, так и поломать. На данный момент мы справляемся: Игорь с защитниками, я - с нападающими.

    РГ: Третьяк с вратарями?

    Быков: Да, у них там свой язык (улыбается). Мы, впрочем, тоже не теряем контакта с голкиперами.

    РГ: Последний вопрос. Олимпийский турнир в Ванкувере станет для вас главным стартом в спортивной карьере?

    Быков: Не знаю. Для начала сбор и Евротур. Я не задумывался на эту тему. Начнешь углубляться и шею обязательно себе свернешь. Да, вроде бы посмотришь на себя со стороны и вдруг поймаешь на мысли, что обычный пацан с окраины Челябинска смог куда-то выбиться. Но по большому счету такие думы ни к чему хорошему не приведут, могут только навредить. Идешь по краю, закружилась голова - и чпок туда. Я сторонник того, что нужно брать максимум от сегодняшнего дня. Сейчас меня скорее волнует, как пройдет сбор в конце августа. Хотя я не сомневаюсь, что здорово. И, конечно, подсознательно сидит Олимпиада. Но давайте двигаться поступательно. А после Игр... Кто же скажет? Профессия тренера непредсказуема.

    Поделиться