Удивительное совпадение: в тот самый день, когда детский омбудсмен города Москвы Алексей Головань был на приеме президента России и Дмитрий Медведев произнес фразу о том, что у нас нет системы защиты прав детей, Мосгордума приняла закон "Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве".
Согласно ему с 1 октября 2009 года должность Уполномоченного по правам ребенка упраздняется.
"Маленького" омбудсмена не то чтобы совсем ликвидировали, ему, как сейчас модно выражаться, "поменяли" формат. Будет он теперь под "большим". Хорошо если замом, а скорее всего - руководителем одного из департаментов. И, может быть, по истечении какого-то срока привыкнет и будет работать так же эффективно, как и прежде. Однако есть в нашем менталитете печальная закономерность: чем больше начальников, тем медленнее доходит помощь до адресата.
Чем не угодил Головань и его офис московским властям, внятно не смогли объяснить ни правозащитники, которые вчера собрались в Независимом пресс-центре, ни депутаты, придумавшие такую "рокировочку" должности детского защитника. Говорили о каких-то фигурах в правоохранительной системе, которым очень не понравился доклад Уполномоченного по правам ребенка за 2008 год. Однако трудно представить омбудсмена, чьи доклады и заявления нравились бы чиновникам. Будь иначе, эта должность была бы просто не нужна. Впрочем, по мнению аналитиков, Головань как раз умел находить общий язык с властями и добиваться конкретных результатов с помощью своей знаменитой "договороспособности".
Алексей Головань был назначен на должность в 2002 году. Заговорили о "московской модели" внедрения правозащитных должностей с довольно широкими полномочиями. У детей появился защитник в тех ситуациях, когда закон буксует. Например, когда по решению суда из проданной собственником квартиры выселяли детей на улицу. Ни опека, ни школа поделать ничего не могли, а вот омбудсмен становился на пути судебных приставов и объяснял им, что у детей - свои особые права. В течение восьми лет в 20 регионах России появились посты детских омбудсменов, назначаемых органами законодательной власти. В 16 субъектах Федерации этот пост - абсолютно самостоятельный и независимый. В трех - уполномоченный является советником губернатора, в одном регионе офис уполномоченного создан при губернаторе. Есть три региона, в которых детский омбудсмен является заместителем регионального Уполномоченного по правам человека.
Юристы поясняют, что самостоятельный статус "маленького" уполномоченного вытекает из многих весьма значимых нюансов. Например, из особого правового положения ребенка: если в отношении взрослого человека международное право делает упор на реализацию его прав и свобод, то ребенок нуждается именно в защите. Есть особенности и в детской психике: подросток никогда не пойдет за помощью в учреждение, где "качают права" и взрослые.
- Я не понимаю этого решения Москвы, - заявила правозащитница и глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. - Ни для кого не секрет, что мэр Москвы постоянно подчеркивает свою заботу о детях. Как тогда можно оставить без специального представителя эту весьма специфическую часть граждан? Часть, которая составляет одну пятую населения? То, что в Москве наконец появится Уполномоченный по правам человека, я приветствую. Но это вовсе не значит, что должен быть упразднен детский омбудсмен. И еще. Это только кажется, что в "правах человека" разбираются все образованные люди. По себе знаю, что "врубаться" придется около двух лет. Головань же знает все досконально.