20idei_media20
    02.06.2009 00:00
    Рубрика:

    Эксперты оценили все региональные антикризисные программы

    Стимулирование спроса и развитие инфраструктуры - главные инструменты борьбы с кризисом на местах

    Российская экономика, во многом завязанная на внешний рынок, все еще продолжает "нащупывать дно", а ее субъекты так и не поняли, что региональным властям и местному бизнесу необходимо бороться не с абстрактными "возможными последствиями мирового кризиса", а с реальными внутренними проблемами. При этом, поскольку мы переживаем глобальный и системный кризис, то и меры по противодействию ему должны быть системными. В противном случае трудно рассчитывать на результат, говорится в исследовании "Российские регионы в борьбе с кризисом", проведенном аналитиками аудиторско-консалтинговой компании ФБК.

    Эксперты изучили все региональные антикризисные программы, доступные по открытым источникам. К началу мая их приняли 28 субъектов Федерации. 55 регионов реализуют отдельные меры. В целом куда меньше, чем можно было ожидать. "И это не просто организационно-методическая недоработка, - отметил директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. - Это иллюстрация недостаточного понимания существа кризиса, его глубины и продолжительности". Правда, при этом аналитик напомнил, что до конца марта и на федеральном уровне не было целостной антикризисной программы.

    Цели, считают аналитики, наиболее удачно сформулировали в Свердловской, Ростовской областях, в Камчатском крае, Кемеровской области и в Республике Карелия (у последней, например, - не просто пережить кризис, а "повысить конкурентоспособность продукции, производимой в регионе, за счет улучшения качества и снижения себестоимости"). А в целом, наиболее проработанными и последовательными признаны программы шести регионов - Санкт-Петербурга, Омской, Нижегородской, Московской, Калининградской областей и Красноярского края.

    Эксперты выделили 9 основных направлений антикризисной политики регионов. Одно из наиболее распространенных - поддержка малого бизнеса. Финансовую помощь ему (микрофинансовые займы, субсидирование процентной ставки по кредитам и т.п.) пообещали 43 российских региона. А вот меры налогового стимулирования предусмотрели вдвое меньше территорий. Понятно, что львиная часть налогов находится в ведении федерального центра, но ведь кое-что могут сделать и регионы. "Невнимание" к налоговым льготам весьма характерно, считают в ФБК: распределение бюджетных ресурсов в виде помощи оказывается гораздо популярнее, чем меры опосредованной поддержки. "Снижая налоги, оставляя деньги у бизнеса и таким образом материально поддерживая его, чиновники лишаются самого важного - уменьшается количество распределяемых денег из бюджета, - утверждает Николаев. - Меньше распределяют - в меньшем объеме получают административно-статусную ренту. Вот это и есть главная причина, почему финансовая поддержка оказывается самым популярным направлением поддержки малого бизнеса".

    Зато в 26 регионах реализуется такая мера, как предоставление гарантий субъектам малого бизнеса. В этом, констатируют в ФБК, регионы значительно опередили федеральный центр - на общероссийском уровне институт госгарантий пока так по-настоящему и не заработал.

    Среди региональных мер попадаются и довольно любопытные, вроде кампаний "Покупай Пермское" и "Покупай Кузбасское". Или сокращение расходов органов госуправления по таким статьям, как "сокращение расходов на канцтовары" и "загранкомандировки".

    Ну а самые популярные направления по противодействию кризису - социальная защита и рынок труда, при этом, по словам Николаева, явно недостаточное внимание уделено такому направлению, как стимулирование спроса. А ведь 60 - 70 предпринимателей, судя по опросам, ставят эту проблему на первое место.

    Самой действенной антикризисной мерой согласно расчетам ФБК могли бы стать инфраструктурные проекты. Именно они дают наибольший мультипликативный эффект: здесь и занятость граждан, и заказы смежникам и т.д. Более того, по словам заместителя председателя Государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" Сергея Васильева, сегодня регионы в состоянии привлечь внешние заимствования под инфраструктурные проекты: "На международном рынке есть деньги для инвестпроектов с государственной и квази-государственной гарантией. Например, проблема утилизации мусора или водоснабжения - это то, что не зависит от кризиса, но важно и сегодня и завтра. По этим проектам региональные бюджеты могли бы гарантировать возврат средств. Кроме того, заинтересованы в таких проектах и инвесторы. В свою очередь ВЭБ мог бы взять на себя роль посредника", - заявил Васильев. Помочь реализовать такого рода потенциал должны инфраструктурные облигации под конкретные региональные проекты. "Одна из задач нашего банка - их гарантировать", - сказал Васильев, пояснив, что закон об инфраструктурных облигациях может появиться до конца года.

    Еще одной продуктивной мерой могло бы стать более широкое предоставление гражданам участков земли. "Это способствовало бы росту экономики через стимулирование спроса", - отметил Игорь Николаев. Будут ли они задействованы - другой вопрос. Пока же, признают аналитики, большинство региональных планов антикризисных действий повторяют ошибки федерального уровня. Например, составление региональных перечней системообразующих предприятий просто демотивирует бизнес.

    Направления региональных мер по борьбе с кризисом