02.06.2009 03:00
    Рубрика:

    Россияне экономят на разговорах, сотовые операторы наказывают их рублем

    Судя по финансовым результатам за 2008 год, крупнейшие сотовые компании обладают достаточным запасом прочности, чтобы благополучно пережить нелегкие в финансовом отношении времена.

    Например, компания МТС - крупнейший сотовый оператор в России, СНГ и Восточной Европе - по итогам 2008 года выручила 10 миллиардов 245 миллионов долларов, что на 24,2 процента больше, чем в 2007 году. Абонентская база компании по данным на конец марта 2009 года достигла рекордного размера - 92,19 миллиона абонентов.

    Уже в этом году бренд МТС попал в первую сотню самых дорогих брендов мира. Он оценивается сетью Millward Brown в 9,2 миллиарда долларов.

    Что касается оператора сотовой связи "Билайн" (ОАО "ВымпелКом"), наступающего на пятки лидеру, то его чистая операционная выручка достигла 10 миллиардов 117 миллионов долларов, увеличившись на 41,1 процента по сравнению с 2007 годом. По годовой выручке "ВымпелКом" почти догнал МТС.

    Неплохо обстоят дела и третьего "богатыря" сотового рынка - компании "Мегафон". По итогам 2008 года, доход компании вырос по сравнению с 2007 годом на 24,8 процента. При этом чистая прибыль выросла на 30,5 процента.

    Компании, не входящие в "большую" тройку, продолжают гонку на выживание.

    Первая сеть компании TELE2, основанной в Швеции, в России была запущена в 2003 году. За следующие четыре года компания инвестировала в свои региональные проекты более 1 миллиарда долларов. Сейчас "TELE2 Россия" обслуживает более 10 миллионов абонентов в 17 регионах России.

    По данным на первый квартал 2009 года, компания "Скай Линк" обслуживает миллион абонентов. В 2008 году она сохранила тепы роста прибыли на уровне 30 процентов в рублевом эквиваленте.

    Эйфория, однако, улетучилась уже в начале этого года. В первом квартале выручка МТС сократилась в долларах на 24 процента по сравнению с тем же периодом 2008 года, и впервые за много лет компания показала чистый убыток - 57,7 миллиона долларов. В чем причины? Руководство компании считает, что в девальвации рубля.

    Девальвация рубля стоила "ВымпелКому" 276,6 миллиона долларов убытка, говорится в отчете норвежской Telenor (которой принадлежит крупный пакет акций оператора). Основная часть долга "ВымпелКома" номинирована в долларах, только в этом году компании предстоит выплатить кредиторам 1,8 миллиарда. Девальвация - не единственная проблема "ВымпелКома", полагают аналитики. Консолидация Golden Telecom и, возможно, "Евросети" может привести к снижению рентабельности оператора.

    О том, что операторы "большой тройки" могут повысить тарифы на услуги связи, эксперты предупреждали еще в конце прошлого года. Причем рассматривалось как прямое повышение цен, так и привязка тарифов к доллару. Все три оператора не соглашались с прогнозами аналитиков и продолжали настаивать на том, что индексировать тарифы внутри страны или пересчитывать их в доллары пока не планируется. Но в феврале тарифы резко пошли в гору.

    Согласно прогнозам экспертов в течение 2009 года тарифы на сотовую связь в России могут подорожать на 90 процентов. Как считает министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев, мобильные операторы в таком случае могут потерять своих клиентов.

    "Очевидно, что операторы существенно не повышают тарифы, опасаясь оттока абонентов. Ведь увеличение может быть неэффективной мерой, в результате реализации которой абоненты станут меньше говорить или перейдут к операторам, предлагающим более низкие цены", - заявил Щеголев, комментируя рост услуг мобильной связи, начавшийся в феврале.

    По словам аналитика "Тройки Диалог" Евгения Голосного, операторы мобильной связи были чересчур оптимистичными в своих прогнозах. Нехватка рыночной статистики и данных от компаний не позволяет провести более глубокий анализ, однако можно предположить, что в первом квартале 2009 года количество минут разговора сократилось на 2-3 процента к уровню четвертого квартала 2008 года. Трудно поверить, что люди, которые лишились работы или потеряли 40-50 процентов своего дохода, сохранят прежний уровень расходов на мобильную связь.

    С тем, что потребление снизится, согласны и участники рынка. Объем рынка услуг сотовой связи в России в 2009 году снизится на 10,5 процента по сравнению с 2008 годом. Так считает вице-президент по коммерческим вопросам МТС Михаил Герчук. По его оценке, снижение объема рынка связано как со снижением курса рубля к доллару, так и со снижением уровня потребления услуг связи пользователями. Средний доход в расчете на одного абонента в месяц в 2009 году уменьшится до 10 долларов против 12 долларов в прошлом году.

    Предсказания сбываются. В начале апреля 36 процентов экономически активного населения крупных городов стали экономить на сотовой связи, говорится в исследовании компании "Комкон". С ноября 2008 года число экономящих на связи респондентов увеличилось в 3,6 раза.

    По словам представителя "Комкона" Нелли Мамян, это не значит, что в апреле расходы россиян на сотовую связь упали на треть, но отражает осознание необходимости экономии на услуги операторов сотовой связи. Полностью перестали пользоваться мобильной связью только 1 процент респондентов.

    В России экономят на сотовой связи больше, чем во многих других странах, выяснила компания "Ромир" в рамках всемирного исследования, проведенного Worldwide Independent Network. По данным аналитиков, 38 процентов россиян снизили траты на мобильные разговоры, а всего в мире 31 процент людей стали экономить на услугах сотовой связи.

    Стремление к экономии есть в массовом сегменте. Абоненты сокращают расходы на дорогие услуги - роуминг, междугородную и международную связь - и стремятся оптимизировать пользование мобильной связью: больше звонят внутри сети, переходят на тарифы с низкой ценой внутрисетевых звонков.

    Что будет дальше? Эксперты полагают, что число пользователей особо снижаться не будет, но вот потребителей инновационных услуг и дорого контента станет много меньше, процентов 5 от числа абонентов. Остальные будут только говорить по телефону и обмениваться эсэмэсками.

    Компании сократят свои инновационные проекты. В условиях кризиса они не дадут хороших результатов. Например, внедрение мобильного телевидения обойдется в 10-15 миллионов долларов. А дохода оно будет приносить 10-150 тысяч. Так что прогресс откладывается до лучших времен.

    Рынок мобильной связи (прогноз на 2 квартал 2009 года)

    Данные о количестве абонентов сотовой связи за апрель 2009 года