Законопроект о новом порядке формирования руководства Конституционного суда, принятый Госдумой и единодушно одобренный Советом Федерации, вызвал тем не менее разноречивые комментарии.
В соответствии с новыми поправками глава Конституционного суда и его заместители должны назначаться Советом Федерации по представлению президента страны. Однако сторонники политико-философской концепции "периода избыточного демократизма и либерализма" считают, что лишь механизм избрания руководства Конституционного суда самими судьями гарантирует суду и судьям независимость.
Между тем хочу особо подчеркнуть известное юристам положение: независимость судей гарантируется такими конституционными нормами, как подчинение только Конституции РФ и федеральному законодательству, их несменяемостью и неприкосновенностью, финансированием судов только из федерального бюджета. Выборы же руководства суда самими судьями вовсе не относятся к конституционным гарантиям независимости судей. Более того, они неизбежно приводят к борьбе за власть внутри суда и всему тому негативу, который характерен для любых выборов. Президент Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев, например, в прошлом судья Конституционного суда РФ, знающий проблему изнутри, прямо заявил, что существующий механизм формирования руководства суда порой приводил к групповщине.
На мой взгляд, в сегодняшней кризисной ситуации будет очень своевременным переход от чрезмерного либерализма, в том числе в вопросах судебной власти, к выработке оправдавшего себя на практике рационального механизма. Как известно, Совет Федерации по представлению президента назначает председателей Верховного и Высшего арбитражного судов и их заместителей, а также судей Конституционного суда. В том числе и тех, кто потом возглавит Конституционный суд. Так почему сразу не формировать его руководство по аналогии с другими высшими судами?
Предложенные президентом поправки соответствуют практике многих демократических государств. Такой порядок давно и успешно действует также во многих конституционных (уставных) судах субъектов Федерации. При этом за годы работы в органах конституционного правосудия мне как члену Совета судей РФ не приходилось слышать жалобы ни от судей, ни от заявителей на то, что по этой причине где-то ущемляются гарантии независимости судей либо выносятся необъективные решения.
Более того, я убежден, реформирование судебной власти не должно ограничиться лишь этими поправками. На мой взгляд, нужно не только унифицировать назначение руководителей, но и предусмотреть обязательность этих судов во всех субъектах Федерации. Тогда будет обеспечена реализация конституционного принципа равенства всех перед законом и судом независимо от места жительства, как того требует статья 19 Конституции РФ.