Новости

02.06.2009 06:40
Рубрика: Власть

Пружина политической системы

Как реализуется Послание президента Федеральному Собранию
Текст: Вячеслав Володин (вице-спикер Государственной Думы, доктор юридических наук, профессор)

История показывает, что любая политическая система настолько устойчива и жизнеспособна, насколько она опирается на общество, его поддержку и участие.

Вспомним историю нашего государства, в котором потрясения случались, когда власть переставала слышать людей.

Результативность масштабных проектов, которые реализуются сегодня в России, во многом зависит от общественной поддержки: людям не все равно, что делается в стране, в отличие от 90-х годов, когда доверие людей к власти и тому, что она делает, отсутствовало.

Вот почему очень важно, чтобы политическая система была открыта для общества, давала возможность человеку реализовать себя, участвуя в управлении государством. При этом работа органов власти должна быть эффективна.

Именно эти задачи президент страны Д.А. Медведев озвучил в своем первом Послании Федеральному Собранию РФ и последовательно реализует на практике. Сегодня уже можно подвести определенные итоги происходящих изменений.

На мой взгляд, у них есть две составные части. Первая - сделать политическую систему более открытой и демократичной, а в конечном счете - более конкурентоспособной.

Вторая составная часть - безусловно, повышение ответственности органов власти перед обществом, создание эффективной системы управления.

Именно в этом ключе можно рассматривать предложения президента по расширению контрольных полномочий Думы в отношении правительства. Это решение является очень важным.

Оно, с одной стороны, дает обществу возможность участвовать в управлении государством, расширяя общественный контроль. С другой стороны, повышает ответственность исполнительной власти, которая ежегодно должна выдерживать своего рода экзамен по итогам своей работы.

Решение о наделении партии, победившей на выборах, правом выдвигать кандидатуры для назначения главой региона повышает ответственность региональной исполнительной власти. Такая система формирования исполнительной власти в регионах более эффективна. Если глава региона работает хорошо, партия получит поддержку на следующих выборах.

Если он работает плохо, это соответственно скажется и на имидже партии.

Эта взаимосвязь приведет к тому, что партии, предлагая кандидатуру, будут опираться на профессионалов и не допустят, чтобы их представители работали плохо.

Участие в процессе наделения полномочиями депутатов Законодательного собрания усиливает контрольные функции со стороны представительного органа и, таким образом, дает возможность обществу спрашивать с назначенной кандидатуры в более полном объеме.

Кроме того, это предложение позволяет исключить ситуацию, как это было в 90-е, когда финансово-промышленные группы в регионах лоббировали в ходе выборной кампании своих представителей во власть. А потом избранный руководитель отрабатывал полученную им поддержку в ущерб интересам жителей.

То же самое можно сказать о решении наделить представительные органы местного самоуправления правом отстранять от должности руководителей исполнительных органов местного самоуправления. Ведь именно органы местного самоуправления отвечают практически за все вопросы жизнедеятельности человека: здравоохранение, образование, культура, ЖКХ, эффективность функционирования транспорта, общественный порядок и др. И, зачастую, глава, избранный на пятилетний срок, забывал об ответственности, а спросить с него не было возможно до истечения срока полномочий. Теперь такая возможность появилась. Эффективен - работай, не эффективен - с тебя спросят и могут отправить в отставку.

Предложенные меры очень действенны.

Еще одна инициатива президента, о которой хотелось бы сказать, касается формирования верх ней палаты Федерального Собрания. Согласно предложению, с 2011 г. членами Совета Федерации могут стать лишь те, кто прошел процедуру выборов в регионе.

До этого многие высказывались за выборность сенаторов. Но есть конституционная норма, согласно которой они должны быть представителями от исполнительного и законодательного органов субъекта Федерации. Президент нашел решение, сочетающее в себе и выборность, и представительство. Теперь люди, которые не известны в регионе, не смогут представлять территорию. Сенаторы будут делегироваться в Совет Федерации только из депутатского корпуса субъекта Российской Федерации. А это значит, что этому выдвижению должны будут предшествовать выборы. Такое решение повышает ответственность самих кандидатов, ведь они сначала должны избираться в законодательные собрания. И после окончания срока полномочий члена Совета Федерации прежде чем быть делегированным вновь им предстоит избираться. Если они до этого ничего не делали или совершали ошибки, у них с этим будут проблемы и вряд ли они попадут на прежнюю должность.

Говоря об ответственности органов власти, нужно подчеркнуть, что президенту удалось модернизировать в целом политическую систему. Она стала более открытой, и здесь речь идет о новых возможностях общества по участию в управлении государством, а также о расширении полномочий партий, которые стали неотъемлемой частью политической системы.

Вспомните политические общественные объединения, которые существовали в 90-х годах. Многие из них были карманными, никому не известными партиями, которые создавались и финансировались олигархами для решения их задач, а после выборов выбрасывались на политическую обочину. Сегодня уже никто и не вспомнит, как они назывались и за что боролись.

Переломными шагами, укрепившими политическую систему страны, были решения о создании сильных общероссийских политических партий, опирающихся на широкую поддержку людей и переход к пропорциональной системе выборов на федеральном уровне. Это было сделано с принятием Закона "О политических партиях".

Сегодня президент страны предложил ряд мер для развития конкуренции между партиями - у партий появилась дополнительная мотивация для участия в выборах на всех уровнях. Это делает сами партии более эффективными.

Победившая на выборах партия получила право предлагать кандидатуры на должность главы региона и тем самым реально влиять на ситуацию. По предложению президента страны проходной барьер снижен. В Государственной Думе могут быть представлены партии, набравшие на выборах от 5 до 7% голосов. И хотя их представительство будет небольшим, но оно дает возможность партии представлять тех людей, которые проголосовали за нее, и иметь те же полномочия в парламенте, что и представители других партий, получивших большее количество голосов. Это значит, что представительство в парламенте будет более полным, будет более широко отражать взгляды тех, кто пришел на выборы.

Принята норма об обязательной ротации партийных кадров. Это необходимо для того, чтобы партии не деградировали, не теряли связь с обществом. Именно ротация способствует приходу в партию более эффективных кадров, обновлению элиты и созданию кадрового резерва в политических структурах, которые отвечают перед обществом за работу власти. А значит, будет приниматься больше решений, которые послужат людям.

Начат процесс поэтапного сокращения минимальной численности партии, необходимой для ее регистрации, отменен денежный залог на выборах всех уровней; законодательно оформлен равный доступ парламентских партий к государственным теле- и радиоканалам.

Все эти решения расширяют возможности партий, повышая их влияние на власть, а в конечном итоге - расширяют возможности всего гражданского общества. Через партийный механизм человек может реально влиять на ситуацию у себя в городе, районе, области, в стране в целом. Идите, участвуйте в партийной работе, меняйте жизнь к лучшему. От этого и сами партии будут меняться. Будут более эффективными.

От вас многое зависит.

Тем самым президент Д.А. Медведев еще раз подчеркивает, что все зависит от человека, от его гражданской позиции. Он создает условия для самореализации через эти преобразования.

Власть Позиция Законодательная власть Госдума Бюджетное послание президента-2009 Прямая речь
Добавьте RG.RU 
в избранные источники