02.06.2009 04:00
    Рубрика:

    Госдума рассмотрит поправки в закон об экономических зонах

    Доступ в ОЭЗ будет стоить дешевле

    Госдума готовится рассмотреть поправки в закон об экономических зонах. Депутаты и чиновники в один голос говорят о необходимости внесения ряда изменений в действующее законодательство. О новых инициативах в сегодняшнем номере "РБГ" рассказал глава Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Андрей Алпатов. А что думают о поправках компании, которые уже начали свою работу в ОЭЗ? "РБГ" обратилась за комментарием к иностранным и отечественным резидентам.

    "Несмотря на финансовый кризис, Россия остается очень привлекательной страной для ведения бизнеса, - говорит Витторио Торрембини, итальянский резидент липецкой ОЭЗ, генеральный директор компании "Мондиаль Груп Ист". - Именно во время кризиса надо делать инвестиции. Однако необходимо понимать, что новые экономические условия диктуют другие правила. До кризиса Российские экономические зоны для нас были оптимальным вариантом, так как для вхождения в них не требовались очень большие деньги. Сейчас порог в 10 миллионов евро для осуществления инвестиций в ОЭЗ промышленно-производственного типа - это дорого. Если мы хотим развивать малый и средний бизнес, то достаточно 3-4 миллионов евро, не больше.

    Что же касается портовых ОЭЗ, то 100 миллионов евро для резидентов портовых ОЭЗ просто нереальная цена. Инвестор за такую сумму должен создать почти половину порта. Но ведь портовая зона предусматривает много резидентов, которые, например, могут осуществлять на территории портовой зоны строительство складов или логистических центров. При этом самый хороший логистический центр не стоит больше 20-30 миллионов евро, - продолжает итальянский бизнесмен. - Поэтому установить единый минимальный порог капитальных вложений в размере не менее 10 миллионов евро (за исключением нематериальных активов) - это абсолютно правильное решение. Если данные законодательные поправки будут приняты, то это очень облегчит работу и вступление в ОЭЗ.

    Хотелось бы отметить, что основной проблемой для нас, да и для русских инвесторов, остается вопрос по таможенному регулированию. В настоящее время статья 37 о таможенном регулировании закона об особых экономических зонах сформулирована так, что работать по ней очень сложно, и это серьезный барьер для инвестиций. Позиция иностранных резидентов - пришло время пересматривать эту норму, и мы готовы это обсуждать".

    Российские резиденты также поддерживают данные законодательные инициативы, но, как и иностранные коллеги, предлагают свои замечания.

    "Предлагаемые изменения в Закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" позволяют закрыть существующие пробелы в законодательстве, они особенно актуальны для резидентов технико-внедренческих зон, - рассказал "РБГ" Владимир Кононов, член совета директоров компании "Трекпор Технолоджи". - В частности, особое значение эти изменения имеют для нашей компании, реализующей совместно с государственной корпорацией "Российская корпорация нанотехнологий" на территории ОЭЗ технико-внедренческого типа в городе Дубна Московской области проект по созданию научно-производственного комплекса "Бета" и реализации научно-технической продукции - комплексов медицинской техники и изделий по фильтрации крови на основе нанотехнологий. Проект, имеющий высокую социальную значимость и направленный на лечение ряда широко распространенных заболеваний, в соответствии с национальным проектом "Здоровье" может быть воплощен в жизнь только после принятия предлагаемых законопроектом изменений.

    И все-таки по тексту законопроекта хотели бы обратить внимание на следующие моменты. Изменения, касающиеся части 2 статьи 10 Закона "Об особых экономических зонах в РФ", предусматривают под технико-внедренческой деятельностью "производство в соответствии с Перечнями критических технологий РФ и Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ, утвержденными Правительством РФ". Перечни даны с большой буквы, что подразумевает их название. Кроме того, указаны оба перечня, что приводит к вопросу: должно ли производство подпадать под оба перечня?

    В настоящее время правительством РФ утвержден "Перечень технологий, имеющих важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства (критические технологии)". Указанный перечень утвержден в целях реализации ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". Об утверждении второго перечня сведений нет.

    Мы предлагаем с целью устранения возможности разночтений изложить указанный выше подпункт в следующей редакции: "- ее производство в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и/или перечнями критических технологий Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации в установленном порядке".

    Кроме того, Правила, утвержденные правительством РФ, устанавливают возможность корректировки приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ и перечня критических технологий РФ. Корректировка указанных перечней может привести к исключению из них технологий, которыми занимается резидент технико-внедренческой зоны. Указанный резидент, уже вложивший средства в создание производства, может оказаться в очень невыгодном положении. Рассматриваемый законопроект не решает этой проблемы. Предлагается дополнить законопроект положениями, защищающими резидента технико-внедренческой зоны в случае корректировки указанных выше перечней.