03.06.2009 05:00
    Поделиться

    В районе предполагаемого падения самолета Air France A330-200 обнаружены металлические фрагменты

    После двух дней поисков самолета компании Air France A330-200, исчезнувшего в понедельник с экранов радаров, судьба 228 человек, находившихся на борту, по-прежнему остается неизвестной.

    Во вторник ВВС Бразилии обнаружили обломки самолета (в том числе несколько кресел) в районе предполагаемого падения лайнера. Однако авиакомпания Air France пока не подтверждает принадлежность этих фрагментов к пропавшему самолету.

    Рейс Air France AF447 вылетел в 02.00 мск из международного аэропорта Рио-де-Жанейро имени Тома Жобима в минувшее воскресенье и должен был приземлиться в парижском аэропорту имени Шарля де Голля около 13.00 мск в понедельник, однако связь с самолетом была потеряна через четыре часа после вылета.

    Когда президент Франции Николя Саркози после более чем часовой встречи в аэропорту Шарль де Голль с родственниками пассажиров рейса AF447 вышел из специально отведенного для них салона, было видно, насколько тяжелым было для него общение с убитыми трагедией людьми.

    - Их горе мне понятно. Я беседовал с матерью, потерявшей любимую дочь, девушкой, которая больше не увидит своего жениха. Мы сделаем все для того, чтобы узнать, по каким причинам произошла авиакатастрофа с аэробусом А330, - сообщил Саркози многочисленным журналистам, которые до глубокой ночи оставались под сводами "терминала Д" парижского аэровокзала.

    После встречи с главой государства и сопровождавшими его министрами транспорта и иностранных дел родственников провели через кордон полицейских и жандармов, которые не позволяли никому из репортеров приблизиться к ним, посадили в автобусы и отвезли в одну из ближайших гостиниц.

    Корреспондент "Российской газеты" вместе с другими журналистами отправился вслед за ними, но полицейские перегородили дорогу и вежливо, но твердо дали понять: не стоит беспокоить людей.

    Вся Франция скорбит по 228 жертвам самой крупной катастрофы за всю 75-летнюю историю национальной авиакомпании "Эр Франс". По уточненным данным, среди них были граждане 32 государств, в том числе 61 француз, 58 бразильцев, 26 немцев, 8 китайцев, 9 итальянцев, 6 швейцарцев. На борту также находился россиянин.

    В списке пассажиров пропавшего самолета значатся несколько топ-менеджеров бразильского отделения французской компании "Мишлен", в том числе его президент Луис Роберту Анастасиу, а также потомок одного из императоров Бразилии - принц Педру Луис ди Орлеанс и Браганса.

    Полным ходом сейчас идут поиски пропавшего в Атлантике лайнера. Министр обороны Франции Эрве Морен заявил о том, что "поиски будут продолжаться столько времени, сколько понадобится для того, чтобы обнаружить аэробус".

    Говоря о возможных причинах трагедии, министр подчеркнул, что на данном этапе не может полностью исключить вероятность "актов терроризма, которые являются основной угрозой для западных демократий".

    Французы направили в предполагаемый район авиакатастрофы три самолета патрульной авиации. Как сообщил представитель французских ВВС Кристоф Празюк, речь идет о двух самолетах "Атлантик 2", оснащенных противолодочным оборудованием, а также "Фалькон 50". Они уже совершили несколько полетов с аэродрома, находящегося на территории Сенегала. Еще два патрульных самолета "Атлантик 2" и "Фалькон 50" прилетели вчера из Франции, чтобы обеспечить круглосуточные поиски аэробуса.

    Как стало известно, поиски сейчас концентрируются вокруг зоны площадью примерно в 120 кв. км в 1200 километрах к северо-востоку от берегов Бразилии в воздушном пространстве Сенегала. Дело в том, что накануне члены экипажа авиалайнера бразильской авиакомпании ТАМ, который совершал примерно в то же самое время рейс из Европы в Бразилию по маршруту, схожему с аэробусом "Эр Франс", но в обратном направлении, рассказали, что видели в том районе на поверхности океана "оранжевые пятна" и "огненные всполохи".

    К зоне авиакатастрофы приближается несколько бразильских кораблей, а также французских судов. Среди них военные фрегаты: "Фудр", который принимал участие в маневрах неподалеку от побережья Португалии, и "Вантоз", базирующийся на одном из французских островов в Карибском море.

    На просьбу Франции, обращенную к США, оказать ей посильное содействие, в частности, задействовать систему спутникового наблюдения, вчера ответил президент Барак Обама. Он заявил, что примет все меры и задействует все имеющиеся у США средства, чтобы помочь французам. Вчера рано утром Соединенные Штаты уже направили в предполагаемый район бедствия разведывательный самолет Р3.

    По заявлению французского министра Жан-Луи Борлоо, в ведении которого находятся и вопросы транспорта, сейчас крайне важно интенсифицировать поиски обломков самолета с тем, чтобы в дальнейшем попытаться обнаружить "черные ящики" аэробуса, регистраторы переговоров пилотов и иметь возможность разобраться с причинами трагедии. Правда, как заметил министр, даже в этом случае будет сложно добраться до "черных ящиков": глубина океана в том районе огромная - от четырех до шести километров.

    Справка "РГ"

    Французские патрульные самолеты, задействованные в поисках аэробуса:

    АТЛАНТИК 2 (АTL 2)

    Двухмоторный противолодочный самолет производства компании "Дассо авиасьон".

    Назначение - морское патрулирование.

    Экипаж - 12 человек, включая пятерых операторов по электронному оборудованию.

    Длительность полета - 14 часов.

    Длина самолета - 31,70 метра.

    Размах крыльев - 37,50 метра.

    Двигатели - Rolls Royce Tyne Mk 21. мощностью в 5600 л.с.

    Радар "Игуана".

    Система обнаружения магнитных аномалий (MAD).

    Термическая камера Tango.

    Детектор системы ARAR-13.

    ФАЛЬКОН 50

    Реактивный трехмоторный самолет производства компании "Дассо авиасьон".

    Назначение - морское патрулирование.

    Экипаж - 5 человек.

    Длительность полета - 6,5 часа.

    Размах крыльев - 18,90 метра.

    Длина - 18,80 метра.

    Двигатели - Garrett TFE 731-3-1C.

    Оснащен системой радаров, включая Thales Ocean Master 100.

    ЧП с самолетами А-330

    30 июня 1994 года - на самолете фирмы-изготовителя Airbus проводились испытания отказа двигателя. Вскоре после взлета самолет упал. Погибли 7 человек.

    15 марта 2000 года - самолет авиакомпании Malaysia Airlines получил значительные повреждения из-за протечки канистр. Отравление получили 5 рабочих, разгружавших с самолета багаж.

    24 августа 2001 года - самолет авиакомпании Air Transat с отключившимися из-за полной выработки топлива над Атлантикой двигателями осуществил самое длинное в истории планирование, преодолев за полчаса 120 километров. На борту никто не пострадал, хотя при посадке самолет получил повреждения.

    18 июля 2003 года - самолет авиакомпании Dragonair попал в зону экстремальной турбулентности при прохождении тропического урагана Кони над Южно-Китайским морем. Травмы получили 12 членов экипажа и 3 пассажира.

    7 октября 2008 года - самолет авиакомпании Qantas потерял высоту, но никто не пострадал.

    По данным Консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов"

    Вячеслав Прокофьев

    мнение

    Кто виноват: молния или облака?

    Валерий Шелковников, член правления Всемирного фонда безопасности полетов, президент Консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов":

    - Вчера стали известны точные координаты места, из которого в службу отслеживания полетов авиакомпании Air France были переданы автоматические сообщения о коротком замыкании, разгерметизации, многочисленных отказах бортовых компьютеров и систем. Оно находится в точке с координатами 03 57 северной широты и 030 37 западной долготы.

    Сообщения продолжались четыре минуты. Связи с экипажем в этот отрезок времени не было. Пока рано говорить о причинах катастрофы, поскольку данных слишком мало. Версию о попадании молнии вряд ли можно считать серьезной. Президент Всемирного фонда безопасности полетов Билл Восс, например, подчеркивает, что влияние молний начали учитывать еще на заре авиации, когда самолеты летали довольно низко. Сейчас самолеты строятся таким образом, что при попадании молнии электричество практически равномерно распределяется по всей поверхности самолета. Кроме этого, они испытываются на сопротивление значительным по мощности электромагнитным воздействиям. Самолеты могут выдерживать практически любые молнии и уровни турбулентности.

    Нельзя, однако, исключать ни одну из причин. Скорее всего, на ситуацию повлияли несколько факторов, которые, вместе взятые, и привели к катастрофической цепочке событий. Тот факт, что экипаж не передал сигнала бедствия, может говорить о том, что ситуация переросла в критическую слишком быстро.

    Всеволод Овчаров, доктор технических наук, летчик-испытатель 1-го класса:

    - Мне самому приходилось летать в грозу. Ситуация, конечно, очень опасная. Но что касается попадания шаровой молнии, то подобное крайне редко. Прямой, ударной - тоже. Я двадцать лет занимаюсь расследованиями авиакатастроф и ни разу не сталкивался с этим. Шаровую молнию мой товарищ, Герой Советского Союза, однажды "поймал" - у него рвануло на гондоле Ил-76.

    Рубен Есаян, заместитель генерального директора ГосНИИ ГА:

    - Самолет от попадания линейной молнии упасть не может. Она, если попадает, то обычно в носовую часть машины, где есть мощный источник излучения - антенна радиолокатора. И обычно эта антенна выходит из строя - больше ничего. Но так как А 330 шел из Бразилии в сторону Европы, то в районе экватора над океаном могли быть мощные грозовые тропические фронты. И вот когда произошел разряд, экипаж мог лишиться, как говорят, видимости. Можно попасть в такие мощные облака, где большие вертикальные порывы, которые в состоянии повредить конструкцию самолета.

    Вот шаровая молния непредсказуема. Она может попасть и в двигатель, и в крыло. Сейчас идет информация, что аэробус моментально исчез с локаторов. Это возможно только, когда произошел взрыв и самолет развалился на куски.

    Подготовила

    Наталия Ячменникова