03.06.2009 03:00
    Поделиться

    Конституционный суд будет рассматривать все дела на открытых заседаниях

    Три определения Конституционного суда, закрепляющие социальные гарантии для медработников, военнослужащих и детей-сирот, могут стать одними из последних таких документов.

    Самым больным вопросом для человека, который сталкивается с судебной машиной, оказываются сроки. Дело длится и длится, перетекая из одной инстанции в другую, и лишь у очень немногих хватает сил пройти эту дорогу до конца. Конституционный суд в этом смысле не исключение: здесь сложилась практика рассматривать дела, выпуская определения. По своему правовому статусу документ имеет то же значение, что и постановление КС, однако процедура его подготовки проходит гораздо быстрее. Но как стало известно "РГ", именно эта сфера деятельности КС может в ближайшее время оказаться предметом очередного реформирования, так сказать, вторым этапом из трех (напомним, что обе палаты парламента на прошлой неделе уже поддержали поправки в закон о КС, меняющий порядок выбора председателя и двух его заместителей). Это может существенно изменить график работы КС, поскольку теперь все дела должны будут рассматриваться в открытых заседаниях. С одной стороны, это делает работу КС более прозрачной. Но с другой, количество заседаний, требующих серьезной подготовки, нежели совещания, на которых принимались определения, может серьезно сократиться и ограничить доступ к правосудию.

    Сейчас каждое определение в резолютивной части извещает заявителя, что его дело не может быть рассмотрено в судебном заседании, но в мотивировочной части часто присутствует подробнейшая оценка этого случая, так что "отказное определение" становится самым быстрым способом решения проблемы. Например, три определения, оказавшиеся в распоряжении "РГ", существенным образом затрагивают социальные гарантии трех совершенно разных, но оказавшихся одинаково незащищенными с правовой точки зрения групп граждан: медработников, служащих в системе исполнения наказаний, военнослужащих, работающих на базах РФ за границей, и детей-сирот.

    И теперь не только их собственные дела подлежат пересмотру в суде, а значит, они получат льготы по ЖКХ, повышение пенсий и жилье, но эти определения автоматически распространяются на всех, кто еще не дошел до КС или вообще только собирается защищать свои права.

    Так, Татьяна Мельниченко и Людмила Харченкова оказались погребены под последствиями 122-го закона о монетизации льготных выплат. Они обе работают в больнице, в сельской местности, что понятно, поскольку их больница находится в ведении Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Кстати, при ФСИН есть 131 больница, а также медчасти в каждом учреждении, не говоря уж о спецлечебницах для туберкулезников и больных наркоманией. Обе заявительницы потеряли право на бесплатное пользование квартирой с отоплением и освещением благодаря пункту 50 статьи 35 ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госвласти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". 122-й закон передал полномочия по поддержке медработников правительству РФ, включая больницы ФСИН, и их сотрудники, мрачно констатируют судьи КС, "оказались лишенными возможности приобрести право на устанавливаемые меры социальной поддержки".

    - В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медработников федеральному законодателю надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на РФ лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до 1 января 2005 года, - гласит "отказное определение".

    Впрочем, с таким отказом никакое согласие не сравнится. Как, впрочем, и для представительниц гражданского персонала, служащих 2433-й войсковой части пограничников, расположенной на территории Армении. По какой-то загадочной причине войсковая часть не платила за трех своих сотрудниц взносы в Пенсионный фонд, и уже выйдя на пенсию, две из них обратились в пятый гарнизонный военный суд, который, в свою очередь, направил запрос в КС. Судьи пришли к выводу, что пункт 2 статьи 10 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" тут ни при чем. "Российские граждане, работающие по трудовому договору в организациях Вооруженных сил РФ, обладают стандартным правовым статусом работника, на которого распространяются как общие нормы трудового законодательства, так и общие нормы законодательства об обязательном социальном страховании", - считают в КС, указывая, что войсковые части, где бы они ни были расположены, являются таким же работодателем. И поэтому должны платить страховые взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий независимо от того, являются ли юрлицами или нет. Поэтому в определении судьи КС вновь обратились к законодателю, чтобы они создали "правовой механизм, обеспечивающий постановку данных войсковых частей на учет в налоговых органах", а пока изменений нет, "право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору на должностях гражданского персонала на получение трудовой пенсии, должно обеспечиваться государством".

    Но самым оригинальным оказалось третье определение, где судьи КС по существу написали для региональных законодателей конспект, по которому им нужно составлять законы в отношении органов власти местного самоуправления. Просто городской округ "Город Чита" обратился в КС, когда суды возложили на него обязанность приобрести жилье для двух детей-сирот. И вновь выяснилось, что абзац второй пункта 1 статьи 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" вполне соответствует Конституции. Более того, региональные власти вполне могут передать полномочия обеспечивать детей-сирот жильем на уровень местного самоуправления, как это было сделано как минимум в десяти регионах. Например, на Алтае, во Владимирской области, в Удмуртии, но только в том случае, если региональные власти приняли специальные законодательные акты и специальные законы, гарантирующие финансирование этих полномочий. В противном случае дети-сироты, как это есть в Москве, Питере или на Сахалине, - это заботы региональной власти. Судя по всему, в КС не питают иллюзий относительно уровня региональных законов и почти страницу определения посвятили уроку законотворчества, подробно прописав, как правильно наделять муниципалитеты новыми полномочиями.

    Поделиться