На "Деловом завтраке" в "РГ" побывал директор Государственного историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника "Михайловское" Георгий Василевич.
Российская газета: 6 июня - 210 лет со дня рождения Пушкина. Что в эти дни будет происходить в Михайловском? Если завтра человек сядет в машину с двумя детьми и женой и поедет к вам, что его ждет? Сколько гостей к вам приедет?
Георгий Василевич: Если вы решили ехать на Пушкинский праздник, лучше планировать поездку как минимум за полгода.
Это наиболее сложное для размещения гостей время из-за приезда большого количества людей, которые участвуют в организации праздника.
Прогнозировать точно я вряд ли смогу, но полагаю, что гостей будет 10-12 тысяч. Из них 500-600 человек - это участники праздника. Поселиться же одновременно в Пушкинских Горах может не больше 2 тысяч человек.
В этом году будет концерт Олега Погудина, который исполнит русские романсы, в том числе романсы на стихи Пушкина. Приедет Олег Митяев, который, дав первый концерт на пушкинскую тему в Москве, тут же отправится к нам с Давидом Тухмановым и группой исполнителей. В прошлом году он уже у нас выступал, исполнил несколько песен на стихи Пушкина.
В прошлом году на Острове уединения была попытка в живом формате вести запись чтения "Евгения Онегина". Читали Василий Лановой и Лариса Голубкина. Это был эксперимент, который, мне кажется, удался. Слушатели не уходили до конца чтения даже при наличии плохой погоды и комаров.
|
Видео: Виктор Васенин |
РГ: Георгий Николаевич, против вас сейчас возбуждено два уголовных дела. Объясните, что произошло и что вы по этому поводу думаете?
Василевич: Находясь в глубине России, далеко от крупных музейных центров, которые являются и центрами повышения квалификации музейных сотрудников, мы периодически выезжаем в Москву, Петербург, в Украину, Белоруссию. Путешествие по родной стране с точки зрения изучения опыта для нас полезно, но в плане передвижения и проживания достаточно затратно. А ведь хочется показать сотрудникам еще и работу мировых музеев. Мы выбрали наиболее близкий и удобный для нас мировой музейный центр - Стокгольм, куда через Петербург добраться существенно дешевле и ближе. Несколько моих поездок были необходимы, чтобы подготовить выезды наших групп, которые в итоге и состоялись. Но в силу того, что у нас крайне невелик фонд командировочных, я считал для себя возможным выезжать, не оформляя загранкомандировки, оплачивая эти поездки из собственных средств. Это больше всего вызвало недоумение. Как это так: почему за свой счет, когда можно за бюджетный? И почему именно в Швецию? Есть же музеи в Париже, в других городах.
Из этого выросло дело о 142 тысячах, инкриминированных мне как растрата государственных средств. Почему я ехал за границу, не имея визы министра? Получается, что я, как Пушкин, не могу выехать за пределы своего отечества, не получив разрешения.
РГ: Еще лет 15 назад можно было сказать, что в основных пропорциях пейзаж Михайловского за 200 лет после Пушкина не изменился. То, что видели Пушкин и его друзья, посещавшие Михайловское, видели и мы. Но сегодня он стал меняться. Появился новострой, агрессивный, архитектурно безобразный. Как этому можно противостоять?
Василевич: С моей точки зрения, выход один. Необходим мораторий на 10 лет на сделки с землей в тех 140 музеях-заповедниках, которые сегодня таковыми являются. Это даст необходимое время для работы по обременению этих земель, которая до сих пор не проведена. На что имеет и не имеет право собственник этой земли? Что он может строить и чего не может? Что хотите со мной делайте, но я свято убежден, что за эти десять лет вокруг этих мест жизнь разовьется и поднимется так, что будут возможны грамотные сделки с землей на территории музеев. Из врагов мы получим людей, которые потенциально понимают, с чем имеют дело, и которые будут нашими партнерами в деле сохранения этого богатства.
Второе, что необходимо сделать, - положить законодательство о культуре в основу всего остального законодательства. По культуре сегодня проезжает любой закон, укатывая в свою пользу и доводя законодательство о культуре до полной бессмыслицы. Любой закон пишется с точки зрения экономики, с точки зрения того, как на это посмотрят нефтяники, газовики, рыбопромышленники, но никак не исходя из того, что у России богатейшее культурное наследие. Законодательство о культуре должно быть центральным при обсуждении любого закона.
Полный текст "Делового завтрака" читайте в ближайших номерах "РГ".