"Белоруссия - это "Брестская крепость" современной России". Так назвал свою новую книгу доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Отделения международных экономических и политических исследований Института экономики Российской академии наук, профессор Юрий Годин. Автор не новичок в теме. С середины 1990-х годов он работал в интеграционных структурах стран СНГ, Исполкоме Союза Беларуси и России и в Комитете Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками.
Книга "Белоруссия - это "Брестская крепость" современной России" злободневна, остра и бескомпромиссна. Не со всеми аргументами и выводами автора можно согласиться, но очевидно, что он не хладнокровный посторонний обозреватель, а человек, эмоционально вовлеченный в тему.
В монографическом исследовании анализируются геополитические, экономические и духовно-исторические факторы единения России и Беларуси после развала СССР, раскрывается анатомия двусторонней интеграции и дается ответ на вопрос, почему Москва обязана сохранить союз с Минском. Книга рассчитана на широкий круг читателей, научных исследователей, законодателей и государственных управленцев, на тех, кого волнуют проблемы объединения России и Беларуси в Союзное государство и кто участвует в его создании.
В мировом сообществе Беларусь для России, пишет Ю. Годин, остается единственным доверенным партнером и самым надежным союзником. В новейшей истории, когда перестал существовать Советский Союз, именно объективные факторы целесообразности единения родственных народов России и Беларуси стали ключевыми предпосылками устремленности обеих стран навстречу друг другу.
В настоящее время, считает Ю. Годин, можно говорить о существовании военно-политического союза двух стран и подвижках на пути к формированию экономического союза. Сегодня, на его взгляд, для Москвы и Минска продолжает оставаться актуальным запуск механизма реальной интеграции в экономической сфере. К слову, рассматривая ход экономической интеграции, российский ученый отмечает, что, несмотря на различие экономических механизмов, существующих в России и Беларуси, практика показывает различные формы "интеграции снизу". Он приводит пример успешного сотрудничества Белорусской калийной компании и российского "Уралкалия" - крупнейших в мире поставщиков калийных удобрений. Сотрудничеству белорусских и российских производителей этих удобрений ничуть не мешает принадлежность предприятий разным формам собственности.
Как бы там ни было, изменения, связанные с формированием Союзного государства, объективно требуют от наших стран разработки идей и осуществления действий по защите национальных интересов как в союзном экономическом пространстве, так и в глобальном масштабе. На практике, однако, мы этого пока не наблюдаем, констатирует автор книги.
Так, постоянное повышение цены на импортируемый российский газ для Беларуси приводит к росту издержек производства и, соответственно, к понижению не только конкурентоспособности белорусского "сборочного цеха", но и бумерангом отражается на состоянии кооперационных связей российских предприятий обрабатывающих и машиностроительных отраслей.
"Странам-союзницам, - пишет Ю. Годин, - следовало бы совместными усилиями искать пути снижения издержек добычи газа и его транспортировки, активнее внедрять энерго- и газо сберегающие технологии, делать упор на более дешевые альтернативные виды топлива. Кроме того, России и Белоруссии при установлении цен на газ было бы полезно достигать баланса интересов за счет сотрудничества в других областях, например, путем установления более низких транспортных тарифов, в том числе за транзит газа, нефти и других российских товаров по белорусской территории".
Значимо и то, что в результате "газовых войн" ухудшается отношение рядовых белорусов к объединению с Россией, а политический класс Беларуси вынужден проводить "многовекторную внешнюю политику". Ю. Годин подчеркивает: "В Кремле должны осознать, что Москва может реально утратить Белоруссию в качестве союзника. Ущерб национальной безопасности России в таком случае не поддается подсчету. По мнению большинства серьезных российских экспертов, нельзя рисковать будущим России".
Что нужно для создания реального союза? Отвечая на этот вопрос, российский ученый обосновывает целую программу. Он считает, что необходимо, во-первых, провести инвентаризацию национальных государственных интересов России и Беларуси и совместно достичь баланса при их реализации. Во-вторых, убежден Ю. Годин, Москва должна исходить из основополагающего кредо: "Белоруссия нам больше нужна, чем мы Белоруссии". Именно РФ, превосходящая своего союзника по всем параметрам и показателям, должна проявить инициативу и предложить Минску такую модель союза, которая оптимально соответствовала бы национальным интересам обеих стран. Например, выстраивать союз по сценарию уже сложившихся взаимоотношений США и Великобритании, которые понимают геополитическую значимость друг для друга.
Ю. Годин настаивает: "Пора прекратить все разговоры о том, что мы "кормим" Белоруссию. Чтобы остаться в числе мировых держав, России придется подтверждать это в числе прочего и путем оказания экономической помощи своим геополитическим союзникам. Безусловно, такая политика стоит денег и требует понимания проблем партнеров. Например, США в целях обеспечения своих геополитических интересов на Ближнем Востоке оказывают экономическую помощь как Израилю, так и Египту".
Очень важно также, считает автор книги, чтобы Россия не отдавала государственные интересы на откуп хозяйствующим субъектам (даже таким, как "Газпром"). "Получив сиюминутную коммерческую выгоду, мы при этом можем серьезно проиграть в геополитическом и военно-стратегическом отношениях".
Завершает свою книгу Ю. Годин разделом, которому дал название "Вместо заключения". Здесь он еще раз подчеркивает: "Исключительная значимость Белоруссии для России заставляет говорить о необходимости любой ценой остановить углубляющийся разлад. Мысль очевидная и бесспорная, но оттого не менее труднореализуемая". России и Беларуси надлежит сохранить лучшее, что есть между двумя странами, и всячески препятствовать наметившейся дез ин те гра ции. Большие надежды на позитивные изменения в строительстве Союзного государства, отмечает Ю. Годин, связываются с президентом России Дмитрием Медведевым.