В Новосибирской области завершено расследование уголовного дела, масштабы которого для региона беспрецедентны.
Обвиняемый - бывший начальник управления финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области Сергей Аксененко. Ему вменяют три эпизода превышения должностных полномочий. Два касаются использования вексельных схем в 2001-2003 годах: тогда госучреждения - театры, музеи, библиотеки - получали из бюджета вместо денег... векселя одного из заводов. Остро нуждаясь в деньгах, они были вынуждены срочно реализовывать ценные бумаги, которые скупались единственной в городе фирмой, с 10-процентным дисконтом. И потеряли на этом, как установило следствие, более миллиона рублей.
Однако наибольший ущерб бюджету, как предполагает следствие, был нанесен позже. Как сообщили "РГ" в следственном управлении СКП РФ по Новосибирской области, с февраля 2003 года по ноябрь 2004-го несколько организаций получили банковские кредиты под гарантии администрации Новосибирской области на общую сумму свыше 350 миллионов рублей. При этом, как подчеркивают следователи, при предоставлении госгарантий был нарушен ряд норм бюджетного законодательства. В частности, управление финансов и налоговой политики, возглавляемое Сергеем Аксененко, не проверило финансовое состояние получателей. Хотя результаты таких проверок, будь они проведены, вряд ли оказались бы оптимистичными. Например, один из крупных кредитов получил хоккейный клуб "Сибирь", который никогда не приносил доходов. В нынешнем году за неисполнение обязанностей налогового агента был осужден топ-менеджер клуба Геннадий Хапко, и в фабуле его дела четко сказано: кредитные деньги уходили на счета подставных фирм, а затем перечислялись на карточки игрокам клуба, получавшим благодаря этой схеме огромные "черные" зарплаты - до 750 тысяч рублей в месяц. Предоставленный хоккейному клубу кредит, надо полагать, был заведомо невозвратным - однако, как показало развитие событий, администрация области, гася кредиты из бюджета, и не планировала требовать возвращения этих денег у получателей.
Но брешь, пробитую госгарантиями в бюджете, надо было как-то маскировать. И 22 декабря 2004 года, за один день, была реализована остроумная схема "легализации" господдержки. Как сказано в материалах дела, Сергей Аксененко обратился к руководителю ГУП "Нефтебаза "Красный Яр" с просьбой перечислить в бюджет Новосибирской области 500 миллионов рублей. Взамен область переуступала унитарному предприятию право требования долгов по тем самым кредитам с юридических лиц, а также с муниципальных образований, которым до этого были предоставлены бюджетные ссуды - еще 174 миллиона. Переуступать эти требования администрация области не имела права, утверждает следствие, по Бюджетному и Гражданскому кодексам бюджетные ссуды и госгарантии не могут быть предметом соглашений о переуступке. Но это далеко не весь список нарушений.
Понятно, что у нефтебазы не было свободного полумиллиарда. Поэтому в этот же день ей был предоставлен кредит на эту сумму опять-таки под гарантии администрации Новосибирской области. И в этот же день администрация его погасила. Главное, что госгарантия по этому кредиту уже была безрегрессной - то есть администрация изначально не получала права требовать деньги с нефтебазы. В результате этой изящно выстроенной цепочки казна области похудела на 500 миллионов.
Допрошенные по делу губернатор Виктор Толоконский и его тогдашний первый заместитель Алексей Беспаликов сообщили следствию, что полностью доверяли начфину и потому подписывали документы, которые он "обосновывал". А как утверждает сам Сергей Аксененко, его действия нельзя считать незаконными.