04.06.2009 02:00
    Поделиться

    Семейный психолог: Потакание прихотям детей приучит их к дисциплине

    Мы часто боимся позволить детям что-то сверх меры. А между тем такое попустительство может принести им пользу.

    Каждый, кто имел отношение к воспитанию детей, знает, сколько возникает на этой почве разногласий между членами семьи. Папа говорит одно, мама - другое... А уж эти пресловутые бабушки-дедушки, которые так и норовят сделать что-то поперек родительского мнения! Но, кстати, именно бабушкам и дедушкам в установлении правильных взаимоотношений в семье принадлежит особая роль.

    Закон есть закон

    Когда мы говорим о согласованности позиций членов семьи в вопросах воспитания, это не означает, что все должны делать и говорить одно и то же. Единство воспитания - это прежде всего четкое распределение ролей в семье.

    Мама - это забота и опека, помощь в любой ситуации. Мама подует на ранку, если малыш порезал пальчик, даже если эта ранка практически не видна.

    Отцу предоставляется почетное право и обязанность социализировать ребенка, то есть вводить его в большую жизнь. Именно папе следует объяснять малышу правила поведения, растолковывать, что такое хорошо и что такое плохо, а маме предназначается эти правила соблюдать неукоснительно.

    Задача бабушки - баловать, передавать накопленную за жизнь мудрость. Задача дедушки - наставлять, поучать, продолжать отцовскую, мужскую, линию, но не очень строго.

    У малыша должны быть четко определены рамки его игр дома и на улице, и очерчен круго бязанностей. Например, сложить игрушки в коробку после игры может и полуторагодовалый ребенок. А уж двухлетка без проблем может убрать за собой тарелку в мойку.

    Сколько времени должно уходить на игру, сколько времени посвящается игре на улице - эти правила устанавливаются в каждой семье свои, в зависимости от укладов, финансовых возможностей и стиля жизни. Должен существовать четкий распорядок дня, режим, которому всем членам семьи, всем воспитателям следует придерживаться.

    Плохой и хороший полицейский

    В домашнем клане есть только один человек, кому можно установленные в семье правила слегка нарушать. Это бабушка. Это она может позволить ребенку съесть чуть больше сладкого - но не больше, чем на одну конфетку или на один кусочек тортика.

    Можно также слегка помочь малышу в соблюдении "семейного устава". Если внук куксится и отказывается, например, убирать за собой тарелку, то бабушка может это сделать потихоньку сама, но так, чтобы никто это не видел, в том числе и дедушка. Но в следующий раз, под хорошее настроение внука, есть смысл мягко настоять на выполнении правил.

    Также бабушка может, к примеру, разрешить малышу не спать днем, пусть он просто полежит - это обязательно! - хотя бы и с открытыми глазами. Соблюдению этого правила поможет книжка, она успокоит внука, а там он, глядишь, и заснет. Если бабушке предстоит вечером заменить маму и укладывать малыша на ночь, то она может позволить ему поиграть чуть дольше обычного, но не более тридцати-сорока минут.

    Нарушать правила следует не до бесконечности.Слегка потакая внуку, помните о том, что так вы создаете самим себе головную боль, потому что с набалованным ребенком будет сложно управляться и родители быстро заметят изменения в его поведении. Поэтому баловать надо очень взвешенно, мудро. Но баловать обязательно! Ребенку важно в ассортименте родственников иметь такую добрую бабушку, которая утешит, поймет, простит и пирожок украдкой в карман сунет. Именно этот пирожок, как ни странно, поможет ему усвоить семейный "устав" - но лишь в том случае, если, нарушая правила, мы ребенку об этом сообщим. Текст может звучать примерно следующий:

    - Я тебе, Васечка, дам еще один пирожок, только маме мы об этом не скажем. Это будет наш с тобой секрет.

    Ребенок должен понимать и помнить, что правила существуют и он их сейчас нарушает. Например, если малыш ленится убрать за собой тарелку со стола, ему нужно сказать:

    - Вася, папа будет ругаться. Я ему скажу, что ты не слушаешься.

    Соответственно если папе хочется побаловать собственного ребенка, нарушая какие-то семейные правила, то лучше это сделать не своими руками, а с помощью все той же бабушки. Плохой полицейский должен быть плохим полицейским до конца.

    В унисон с родителями

    А вот дедушкам такого попустительства допускать не следует. Его роль - поддерживать игру папы в "плохого полицейского", но менее строго. Лучше дедушкам удалиться на тот момент, когда бабушка превышает нормы, чтобы откровенно не быть свидетелем бабушкиной снисходительности к их шалостям. Это нужно на тот случай, если ребенок сильно разойдется. Тогда, чтобы приструнить его, можно позвать деда на помощь, так как папа уже совсем тяжелая фигура, да и занят он, как правило, больше, чем дедушка.

    Балуя внуков, нельзя ни в коем случае вступать в соперничество с родителями ребенка. Бабушка иногда может сказать что-то типа этакого: "Вот твоя мама никогда вкусного пирожка тебе не испечет. Только бабушка тебе вкусного и даст". Подобные фразы закладывают основу для будущих истерик ребенка. Истерика - это инструмент, которым ребенок проверяет своих воспитателей на прочность, чтобы понять, дадут ему возможность не соблюдать правила или нет. Невольно порицая родителей ребенка, вы ломаете стройную систему семейных договоренностей в сознании малыша. Поэтому подчеркивать свои достоинства бабушкам и дедушкам лучше такой формулировкой: "Твоя мама молодец. Она так хорошо работает. А пирожки ей печь некогда, а у меня времени побольше для этого".

    Тогда у ребенка в сознании закрепится распределение воспитательских функций. Порядок в голове у малыша способствует порядку в поведении.

    Игра

    Найди деталь

    Для этой игры потребуются два листа бумаги и карандаш (можно два). Рисуем, к примеру, домик: стены, окно, дым из трубы и солнышко.

    А на другом листе - какую-либо деталь первого рисунка, к примеру, дым из трубы. Задача малыша - понять, что это за деталь, и найти ее на первом рисунке, назвать или показать ее (а еще лучше - нарисовать самому). После этого рисуем следующую деталь, например, окно, и продолжаем играть.

    Если ребенок легко справляется с заданиями, можно рисовать часть крыши или часть солнышка.

    В конце игры попробуйте нарисовать деталь, которой на основном рисунке точно нет (скажем, машину). Что вам покажет ваш малыш?

    Поделиться