Житель курортного города Григорий Кириенко отстоял свои законные права на участок земли благодаря военной выдержке и солдатской смекалке.
Дом на Велинградской
Кисловодчанин Григорий Герасимович давно потерял счет боевым наградам - все ордена и медали хранятся в мешочке весом около двух килограммов. Но до окончания тяжбы с городской администрацией считал дни - из-за преклонного возраста до своего маленького "дня победы" мог бы и не дожить. 14 месяцев инвалиду понадобилось на то, чтобы выбить у чиновников право ставить легковой автомобиль - президентский подарок - в собственный гараж.
В числе остальных жильцов двадцати квартир по улице Велинградской, 19, Кириенко оказался жертвой действий местных властей, которые еще десять лет тому назад передали частной фирме участок земли, являющейся придомовой территорией многоквартирного дома. В прошлом году частник неожиданно вспомнил о "собственности" и начал наводить там порядок. Первым делом огородил территорию и снес все "лишнее" - кустарники, цветы, фруктовые деревья, высаженные еще полвека назад обитателями Велинградской, а также их заборы, калитки и сараи, где хранились домашние вещи, запасы, стройматериалы и прочее. Тот факт, что в постановлении администрации говорилось о передаче участка, не обремененного правами третьих лиц, как-то выпал из поля зрения директора фирмы. Да и к чему брать в расчет какие-то сараи возле старых домов, когда речь шла о строительстве гаражей для жильцов возведенного по соседству элитного коттеджа.
- О том, что наш сарай и постройки соседей ночью снесли, мне рассказала жена - позвонила в военный госпиталь, где я находился на лечении, - вспоминает Григорий Герасимович. - Говорит, картина во дворе как после Сталинградской битвы. Меня тогда чуть удар не хватил - врачи еле откачали. Я ведь по возвращении собирался к своему сараю приварить гаражные ворота и поставить туда президентскую "семерку", ключи от которой мне как инвалиду войны торжественно вручили в августе. Из-за отсутствия специального места машину временно поместил под навесом у товарища.
- Но ведь мы и есть та самая сторона, что "обременяет участок правами третьих лиц", - говорит Татьяна Бабич, обратившаяся в Кисловодский горсуд в числе других жильцов улицы Велинградской.
Земельный парадокс
Иск предъявили двум ответчикам - городской администрации и ЗАО, которому чиновники пожаловали землю. Директор фирмы пояснил в суде, что выделенная территория - теперь его частная собственность, полученная от муниципалитета в качестве погашения долга. Велинградцы настаивали на признании постановления главы администрации Кисловодска о передаче ЗАО земельного участка недействительным, предъявив свои аргументы и факты. Их постройки возведены на придомовой территории, переданной в 1954 году жильцам вместе с построенным домом. Они не были стихийными и самовольными: выстроены в одно время и закреплены за владельцами квартир, номерам которых соответствуют определенные литеры сараев (что отражено в соответствующих документах).
Это подтвердила и судебная строительно-техническая экспертиза, проведенная специалистами ООО Ставропольское краевое специализированное экспертное учреждение "Судебная экспертиза" (город Ессентуки). Ее результаты подателей иска удовлетворили, их оппоненты высказали несогласие. Экспертиза выявила и разницу в площади участков согласно правоустанавливающим документам и фактическому пользованию, а также межевые границы до вынесения злополучного постановления и на момент проведения исследования. Но, рассмотрев аргументы сторон, кисловодская Фемида в удовлетворении иска отказала.
На весах Фемиды
И тогда старый солдат от имени всех жильцов написал о проблеме президенту. Рассказал и о том, что уже не раз кисловодские градоначальники становились фигурантами уголовных дел за махинации с землей. Так, бывший мэр Сергей Демиденко получил два года условного срока за злоупотребления при распоряжении муниципальными и федеральными участками, его заместитель и бывший главный архитектор города Александр Белоконь - девять лет колонии строгого режима, а еще один бывший мэр Виталий Бирюков находится под следствием. И это письмо ветерана попало в руки главы государства. Президент наложил строгую резолюцию: "Генеральному прокурору Ю. Я. Чайке: Разберитесь с обращением Г. Г. Кириенко. Неуважительное отношение к людям недопустимо". Под личный контроль взял "дело Кириенко" и губернатор Ставрополья Валерий Гаевский.
После рассмотрения кассационной жалобы велинградцев краевой суд удовлетворил их требования, признав незаконным постановление администрации о выделении фирме придомовой территории. После этого кисловодская прокуратура обратилась с исковым заявлением в суд на действия городской администрации, нарушившей требования земельного законодательства, встав таким образом на сторону пострадавших жильцов.
- Подсчитываю потери от утраченного имущества, - говорит ветеран. - Буду добиваться, чтобы ЗАО компенсировало материальный и моральный ущербы. Поскольку сарая уже нет, придется строить гараж, а для этого нужны деньги...
Тем временем
Депутаты Госдумы Ставропольского края обратились к руководству страны с просьбой внести поправки в Федеральный закон "О ветеранах", а именно увеличить общую площадь жилья, из нормативов которой рассчитывается размер субсидии для фронтовика. По мнению парламентариев, сейчас приобрести отдельную квартиру площадью 22 квадратных метра (как положено ветерану по закону) невозможно, а размер предоставляемой субсидии не соответствует рыночной стоимости одного квадратного метра. К примеру, сейчас его цена на Ставрополье почти вдвое выше нормативной.