В Краснодаре идут жаркие споры о скульптурах города

Мнения сторон о том, какое бронзовое воплощение должна получить история кубанской столицы, выслушал корреспондент "РГ".

Казачья или собачкина?

За последние пару лет в Краснодаре появились памятники, которые вызвали в городе бурную дискуссию. Бронзовые четырехлапые обитатели "собачкиной" столицы прогуливаются на углу Мира и Красной, а запорожские казаки пишут письмо турецкому султану в скверике на Горького. Недавно на улице Красной открыли Триумфальную арку и памятник святой Екатерине, а также провели конкурс на лучшую скульптурную композицию "Жители Екатеринодара", которые должны появиться рядом. Примечательно, что победил в нем автор тех самых собачек и бронзовых запорожцев Валерий Пчелин, у работ которого нашлось немало оппонентов.

- На Екатерининской (нынешняя Мира) стоят собаки, хотя это символическое место, - говорит известный историк Виталий Бондарь. - По этой улице въезжали императоры в Екатеринодар. Говорим о возвращении исторического имени городу и тут же воспеваем Маяковского, который в свое время приложил руку к разрушению памятника Екатерине. Я не против китчевой скульптуры, но ей место в парке, в локальном пространстве, не нарушающем общей композиции города. Скульптурная композиция "Жители Екатеринодара" мне кажется откровенно слабой из-за невписанности в пространственный и исторический контекст. Создатели грешат против исторической правды. Поставили памятник великомученице Екатерине, но скульптурное изображение святых - традиция католическая. А колокол, на котором она стоит, - символ христианской веры и единения - расколот на четыре части! И что запрограммировано для будущих поколений в таком расколотом символе?

По мнению многих кубанских историков и краеведов, увековечиванию в бронзе более достойны собаки, охранявшие Екатеринодарскую крепость. Во времена Кавказской войны в каждом екатеринодарском дворе было по три-четыре пса, которых выпускали с приходом темноты на улицу, и они лаем предупреждали жителей о набегах горцев.

Бронзовые "запорожцы" вообще, как выясняется, не имеют никакого отношения к истории кубанской столицы. На картине Репина изображены события 1676 года, когда Екатеринодара еще вовсе не было. Ссылка на то, что Репин рисовал казаков с пашковских служивых, тоже достаточно лукавая. Художник действительно приезжал сюда, искал типажи, но, утверждают искусствоведы, ни одно из этих лиц не вошло в окончательный вариант картины.

Оппозиция у композиции

Новые планы городской власти - установить рядом с аркой композицию "Жители Екатеринодара" и выбор работы Валерия Пчелина - вызвали очередной взрыв эмоций. На сцене, декорацией которой послужила Триумфальная арка, его герои разыгрывают свой житейский сценарий: молодой казачий офицер лихо подкручивает усы, пытаясь привлечь внимание юной девушки-горожанки. Неподалеку торговка с мешком семечек предлагает свой товар. Зевака застыл, удивленно открыв рот, перед аркой. За всем зорко наблюдает городовой.

- Художники должны подтягивать культурный уровень простых граждан, а у нас насаждается китч, - говорит скульптор Ольга Яковлева. - Арка - место торжественное, там висят иконы, раньше даже лампады горели. А у нас под ней сидит торговка с семечками, а барышня приподняла подол. А где же настоящая казачка - женщина, на которой все держалось в семье и которой было не до французских платьев?

- Почему-то никто не удосужился хотя бы на одно из обсуждений пригласить представителей казачества, - удивляется заместитель атамана Кубанского казачьего войска Константин Перенижко. - У нас есть Совет стариков, который является носителем образов казачества, его традиций. Надо показать такого служивого, чтобы современные люди ориентировались на него и своим детям показывали. Мы же подобными скульптурами показываем ущербность, провинциальность нашего города. Иначе как некомпетентностью и равнодушием я это объяснить не могу.

Кстати, и само место, где возвели арку, вызывает немало споров. Архитектор Сергей Снисаренко, занимавшийся ее восстановлением, поделился своим мнением.

- Мы собирали специалистов по всему краю, многие не брались за такой ювелирный труд, - говорит он. - Делали чертежи каждого ряда и даже каждого кирпича. Теперь арка и так закрыта с одной стороны святой Екатериной, а поставят с другой стороны еще и эту скульптурную композицию, тогда смысла в ней не будет вовсе. Вообще Красная уже перегружена памятниками, пора обыгрывать другие улицы. По моему мнению, арку лучше было поставить на въезде в город, например, со стороны аэропорта, там есть хорошая площадка.

История в юморе

А вот скульптор Валерий Пчелин не удивляется такому отношению историков к своему творчеству, считая, что вряд ли когда-нибудь найдет с ними общий язык. Он не отрицает необходимость серьезных торжественных памятников, но предпочитает работать в совершенно ином стиле - жанровой скульптуры:

- Историки привыкли видеть все документально достоверным, но если будет только так, искусство станет серым и скучным, - считает Пчелин. - Через свои скульптуры я хочу создать некий театр в городе, где сценой станут площади и улицы. Исторический момент у меня тоже присутствует, другое дело, что не подаю все пафосно. Я не делаю сурового казака с медалями, шашкой, к которому подойти страшно. Наоборот, его очеловечиваю, приближая к современнику. Важен психологический образ и обязательно с элементами юмора, а не безликий человек в костюме из энциклопедии. Арка все равно будет довлеть над этой группой, фигуры на нее влиять не будут, а только оживят пространство вокруг. Красная - прогулочная улица, зачем ставить на ней только серьезные памятники?

Кстати, Пчелина поддерживают и в департаменте архитектуры и градостроительства администрации Краснодара. Здесь также считают, что городская жанровая скульптура - не учебное пособие.

- Она не ставит главной целью историческую достоверность, точное воспроизведение мелочей: петлиц, пуговиц, - говорит начальник отдела эстетики, окружающей среды, наружной рекламы и информации департамента Татьяна Потапова. - Городская скульптура должна вызывать интерес, привлекать жителей, быть изюминкой. А учат у нас в школе, институте, музее. Если бы речь шла о серьезном мемориальном комплексе, тогда ошибки даже в мелочах были бы недопустимы. Но в городе должны присутствовать не только классические правильные памятники. Ведь те же собачки пользуются популярностью, у них носы затерты до блеска.

Мнения

Марина Никишова, краевед:

- "Жители Екатеринодара" - антиисторичны: в контекст екатеринодарской жизни восьмидесятых годов ХIХ столетия персонажи Пчелина никак не вписываются. Знание исторических деталей, внимание к ним этому автору не свойственны - равно как и ответственность перед теми, кто уже не может ни возразить, ни поправить, ни возмутиться. К слову: торговка семечками, усевшаяся под иконой, да еще посреди дороги, проходившей под центральным пролетом Александровской триумфальной арки, - в позапрошлом веке такое было просто немыслимо!

Историки знают: Екатеринодар был основан в болотистой местности с тяжелым, нездоровым климатом. Малярией болело чуть ли не все население кубанской столицы - и в конце восемнадцатого, и на протяжении девятнадцатого века. Люди, которые строили город в таких нелегких условиях, достойны уважения и доброй памяти. Осуществить проект Пчелина - значит отказать горожанам былых времен и в том, и в другом.

Рядом с воссозданными Царскими воротами, выполненными в старомосковском стиле конца XVII века, стоит скульптурное изображение святой Екатерины, стилистически с аркой не сочетающееся. Установить неподалеку еще и скульптурную группу - это нонсенс! Да и довольно на Красной китча, признакам которого отвечают как "Жители Екатеринодара", так и уже установленные "памятники" работы Валерия Пчелина: "Собачки" - садово-парковая скульптура, стоящая почему-то в центре города, и "Запорожцы" - пример использования типично китчевого приема: подражая, намеренно низвести объект подражания до банальности и пошлости.

Формировать городское пространство - дело ответственное. Особо ответственное, если речь идет о городе, называющем себя культурной столицей Кубани. Формировать грамотно помог бы общественный совет, в состав которого вошли бы историки, краеведы, искусствоведы, архитекторы.

Александр Кузнецов, заслуженный архитектор Кубани:

- Конкурс предполагал создание скульптур жителей Екатеринодара, а не казачьего края. Главная идея - сформировать этнографический центр вокруг арки. Городская жанровая скульптура должна быть веселой, нестандартной, поднимать настроение тем, кто проходит мимо. А делать ее официальной - скучно. Сочетание скульптур с аркой - ноу-хау Краснодара. Арка - не церковь, а задуманная композиция - не мемориал казачьему войску. Композиция Пчелина получилась лучше всего. И несет историческую нагрузку, современники узнают, как одевались жители в ХIХ веке. Эта композиция "на вырост", к ней возможно добавлять фигуры других екатеринодарцев. Рядом с каждой можно сфотографироваться как с отдельным произведением искусства. У запорожских казаков также двойная идея. Это и воплощение истории - картина писалась с казаков пашковского куреня, и три казака, по моим данным, туда вошли, - и элемент развлечения: с ними можно посидеть рядом и тоже сфотографироваться.

У каждого произведения есть поклонники и противники. Критика говорит о том, что к работе есть интерес. Но если бы мы всех слушали, то из-за споров, где поставить арку, ее до сих пор бы не было.