04.06.2009 01:07
    Поделиться

    Ученики ковровской школы с первого класса собирают досье на самих себя

    Своеобразной копилкой достижений, так называемым портфолио, служит альбом, похожий на семейный.

    Откроешь его, и маленький человек как на ладони: вот на фотографии он собственной персоной, вот его одноклассники, учителя, родители, а вот - грамоты самого разного достоинства от школьных до международных: за победы в предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях, конкурсах юных талантов, научные работы.

    Лопух и фастфуд

    Учебный год завершился, и поставлена последняя точка в портфолио ученицы первого класса Ани Авдониной. Она, пожалуй, наиболее значимая. В апреле за работу "Лопух - лекарственное, пищевое, медоносное растение" Аня получила звание лауреата всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников в Сочи.

    Казалось бы, чего интересного в сорняке, который не жалуют ни крестьяне, ни горожане? Но помощь руководителя школьного научного общества Елены Александровны Коростелевой, цветной принтер и другая оргтехника, поступившие в школу по президентскому гранту, помогли ярче проявиться свежему взгляду ученицы. Эта работа - украшение альбома.

    У ребят постарше скопилось уже по 4-5 таких "томов успеха". Взять четвероклассниц Алину и Лизу Горностаевых. Сестры тоже призеры последнего всесоюзного конкурса юных исследователей.

    - Тему "Осторожно: фастфуд!" выбрали сами, хотели узнать, что это такое, почему его любят, вредна или безвредна такая еда, - бойко рассказывает Алина. - Нравится благодаря добавкам, а популярна - из-за хронической нехватки времени.

    Девочки перелопатили немало литературы и составили список пищевых добавок, среди которых безвредных для здоровья не оказалось. Провели ряд экспериментов. К примеру, в эмалированный чайник с большим слоем накипи залили спрайт. Этот напиток успешно заменил средство для очистки труб. Через два дня в нем отпала не только накипь, но и эмаль. Чайник с ржавым дном как наглядное пособие они возили в Сочи. А вернувшись, рассказали про "секреты" быстрой еды своим одноклассникам.

    Предметный подход

    Сначала система была опробована на педколлективе. Разработали положение о портфолио учителей первой ступени, сконцентрировались на собственных профессиональных успехах, и результат не замедлил сказаться. В аттестационной комиссии сказали, что с такими материалами можно претендовать не только на повышение разряда, но и на президентский грант. Так и вышло. Сначала учитель Ангелина Трофимова получила губернаторский грант, а за ней Елена Коростелева - президентский.

    К мнению учителей начальной школы стали прислушиваться предметники, а их статус поднялся в городе на такую высоту, что от родителей, желающих отдать своих первоклашек в школу № 21, нет отбоя.

    - Можем взять пять классов по 27-28 человек, могли бы и больше, но не позволяют помещения, - словно оправдывается директор Валентина Мурзикова.

    Собственный опыт заставил задуматься о портфолио для учеников. Проводили собрания с родителями. Разъясняли, что без помощи и заинтересованности семьи детям не обойтись. Ну а детей "завлекали" различными конкурсами. На практике доказывали: любой ученик имеет право на маленькую победу, а собирать досье на самих себя - дело не только полезное, но и увлекательное.

    "В нашей школе проводится много различных конкурсов, - пишет ученица четвертого класса в разделе "Мои достижения в школьной жизни". - Я участвовала в следующих: "Минута славы", "Моя семья - мое богатство", "Русский медвежонок", "Огонь - друг или враг человека?", "Конкурс чтецов", "Елочные украшения", "Инфознайка", "Пасхальное яйцо", "Парад сказочных героев", "Веселые старты", "Ученик года".

    Оцени себя сам

    - А что тебе нравится в работе над портфолио? - интересуюсь у второклассника Никиты Шварева и слышу короткий и искренний ответ: "Грамоты вставлять".

    - Раньше в идеал возводили скромность, а теперь, получается, главное - себя показать? - спрашиваю завуча первой ступени Ирину Иголкину.

    - Это не показуха, а кропотливый труд, ведь чтобы грамоты вставить, их нужно заработать, - возражает педагог. - А что касается скромности, то нынешние дети в основном приходят в школу с завышенной самооценкой. Реальной она становится к четвертому классу, когда ребенок учится оценивать себя сам.

    Доказательство слов педагога опять же - в портфолио. "Я являюсь дипломантом и лауреатом таких городских конкурсов, как "Родники России", "Надежда" и "Конкурс лирико-патриотической песни". А самые высокие награды я завоевала, участвуя во всероссийских конкурсах. В 2008 году в городе Владимире проходил конкурс "Голоса 21 века", где меня отметили специальным призом и дипломом "За сценическое воплощение Русской темы". В январе 2009 года я участвовала в 10 Российском конкурсе "Серебряные голоса", который проходил в городе Иваново, и получила звание лауреата первой степени… Несмотря на все мои успехи, все же есть у меня одна проблема - я не очень хорошо умею бегать на уроке физкультуры. И поэтому больше всего я хочу научиться мастерству бега. Я так думаю, что мне для этого нужно записаться в спортивную секцию в следующем учебном году", - пишет третьеклассница Маша Шолева.

    - Сейчас надо культивировать и поддерживать успешность, - убеждена Валентина Дмитриевна. - Поддержать успех непросто. Только в связке успешный учитель, успешный директор будет сформирован успешный коллектив, а в итоге - успешный ученик. Портфолио ученика - конечная стадия концепции.

    И эта идея срабатывает. Четверть прошлогодних выпускников поступили в престижные российские вузы, а недавно Ковровская средняя школа № 21 была занесена в Федеральный реестр "Всероссийская книга почета". 

    Поделиться