04.06.2009 16:00
    Поделиться

    Ольга Свиблова: Наши на Венецианской биеннале - кто они?

    В Италии открывается 53-я Венецианская биеннале

    По традиции наряду с программой, подготовленной специально приглашенным куратором в Арсенале, свои проекты показывают страны в национальных павильонах. Это не повод рассматривать биеннале как самый престижный (и самый давний, проводящийся аж с 1895 года) чемпионат по современному искусству. Хотя на ней и вручают "Золотые Львы". Проект в Российском павильоне называется "Победа над будущим". О нем "РГ" рассказала куратор павильона Ольга Свиблова.

    "Победа над будущим" - звучит не слишком оптимистично.

    Для меня "Победа над будущим" четко рифмуется с "Победой над Солнцем". Была такая опера, созданная футуристами Михаилом Матюшиным и Алексеем Крученых. Декорации к ней придумал не кто иной, как Казимир Малевич. Между прочим, его  "Черный квадрат" зрители первый раз увидели именно в этой опере. Годом позже Малевич пишет картину с тем же названием.  "Победа над будущим", как и "Победа над Солнцем" звучит как слоган или название абсурдистского манифеста. Но у того и другого названия есть драйв.

    Вы выбрали молодых художников как самых отважных?

    Я выбирала тех, чей мир уже сформировался. Художников очень разных. Работы Иры Кориной, которая для Венеции создала "Фонтан" из старых кухонных клеенок, не спутать с картинами Павла Пепперштейна, где супрематические фигуры загадочным образом вырастают из обычной реальности. Стеклянная Ника Самофракийская от Андрея Молодкина, в которой пульсируют-переливаются кровь и нефть, красное и черное, не похожа на поролонового мотоциклиста Сергея Шеховцева. Фреска с футбольными болельщиками от Алексея Каллимы отличается от инсталляции "Art life, или Муки творчества" Георгия Острецова. А "Черные дыры" Анатолия Журавлева, которые притягивают зрителей, - это крохотные кружочки фотографий реальных людей, живших в ХХ веке. Целостность и непохожесть их художественных вселенных - это было главное. Этот акцент обусловлен темой "Создавая миры", которую задал главный куратор биеннале Даниэль Бирнбаум. Ну, и, разумеется, важно, что все эти художники, выражаясь языком телекомментаторов, находятся "в хорошей спортивной форме".

    Полностью интервью Ольги Свибловой читайте в ближайших номерах "Российской газеты"

    Поделиться