04.06.2009 23:00
    Поделиться

    В Москве состоялась презентация Российского музыкального ежегодника

    Почему в России почти в 20 раз меньше профессиональных артистов, чем в Великобритании

    В Москве состоялась презентация Российского музыкального ежегодника - главного аналитическо-информационного издания, изучающего отечественный шоу-бизнес. Благодаря этому внушительному тому, скрупулезно просканировавшему состояние индустрии, ее спрос и тенденции, а также достижения звезд и новичков, впору судить: находится ли музыкальный рынок в кризисе или, напротив, - новое время особенно плодотворно для искусства?

    Об этом обозреватель "РГ" расспросил генерального директора масштабного справочника-исследования Евгения Сафронова.

    Российская газета: Профессионалы читают ваш том, планируя стратегию успеха, поклонники музыки - находят сведения о любимых артистах и их достижениях. А на какую аудиторию изначально рассчитывали вы?

    Евгений Сафронов: Если внимательно почитать наш Ежегодник, то можно обратить внимание на некоторые материалы, которые показывают тенденции, происходящие и в России, и в мире. Раньше такое представить было невозможно, но сейчас большая часть музыки создается любителями. Людьми, которые переходят в профессионалы, только когда понимают, что могут сделать это по экономическим соображениям. Вот, например, хэви-металл группы. В России их около тысячи. Но постоянно зарабатывают себе на хлеб именно музыкой пять или шесть. А для остальных же она - не главный способ получения средств на существование. Схожая ситуация и в США, Канаде, Малави - да где угодно! - профессиональные исполнители составляют нынче очень малую часть от тех, кто выступает на сцене. Поэтому мы и ориентировали нынешний Ежегодник в первую очередь на любителей - тех, кто хочет стать профессионалом или намерен заниматься музыкой время от времени, пусть и постоянно. Но при этом иметь больше выступлений и разбираться в том, из каких составляющих состоит сегодняшний шоу-бизнес. Поэтому аудитория примерно "50 на 50": профессионалы и "продвинутые" любители, видящие в музыке свое призвание.

    Нынче многие люди, зарабатывая деньги на основной работе, несут их потом в музыкальный бизнес. Причем сами на этом не зарабатывают - и это редкостный парадокс. Но при этом создают произведения, заметные на музыкальном рынке...

    РГ: В новые времена происходит и изменение пристрастий аудитории?

    Сафронов: Да, рок начинает немного давить. Хотя еще лет 10 назад преобладали мнения, что "рок закончился, остался в XX веке, а теперь у нас будет танцевальная музыка, хип-хоп и так далее..." Не получилось. Или наоборот - предвидели, что будет активно развиваться шансон. Да, есть исполнители, попадающие в тройку номинантов премии "Рекорд". Но в целом - общая доля шансона остается невысокой. Да, главное место по-прежнему занимает поп-музыка. Но теперь среди создателей супер-хитов появляются артисты, о которых раньше трудно было предположить. Например, на первые позиции выдвигаются исполнители электронной музыки, более сложной по восприятию. Это означает, что слушатель стал взрослее, серьезнее, чаще прислушивается к современным тенденциям. Да и вообще музыку стали слушать больше.

    РГ: А профессиональных артистов и продюсеров стало больше?

    Сафронов: Количество продюсеров увеличилось, хотя профессионалов среди них очень мало. Образование здесь важно: чем больше ты понимаешь, тем больше и сможешь. Но без чутья никакое образование не спасет. Количество артистов тоже увеличилось. В Ежегоднике их 2500. Много это или мало?! Для сравнения: в Великобритании их 40-45 тысяч, и все реально выступают. Но надо понять разницу: в нашей стране есть артисты, которые особенно востребованы именно в силу географических особенностей. Поскольку нередко между городами такое расстояние, что вся Великобритания поместится. И пригласить российского же артиста стоит столько, сколько английскому музыканту слетать в США и вернуться обратно... Еще одна тенденция: в индустрию возвращается очень мало денег. Артисты и продюсеры вкладывают их, а те не возвращаются, теряются на "обратном пути". Поскольку те, кто пользуются музыкой, не платят за этот продукт, пиратствуют... И хорошему автору становится не на что работать в студии. Ему невыгодно писать новые песни, а выгоднее идти работать официантом в кафе...

    Поделиться