Франция - одна из крупнейших и влиятельных мировых держав, а ее территории расположены в Северной и Южной Америке, в бассейнах Атлантического, Индийского, Тихого океанов и даже вблизи Антарктиды. Сегодня эта страна благодаря своим зарубежным территориям контролирует огромные водно-ресурсные пространства. Общая площадь французской морской акватории превышает 4,7 млн кв. км. Неудивительно, что французские владения при международных грузовых перевозках трудно обойти. По данным французских источников, ежегодно казна Франции получает до 220 млн евро именно за счет международного транзита через свои "заморские" департаменты-территории.
Еще в 1940-1970-х годах Франция разработала, применила и постоянно обновляет такой механизм взаимоотношений со своими зарубежными территориями и бывшими колониями, что тем и другим выгодно оставаться в составе Франции и/или ориентировать прежде всего на европейскую и "заморскую" Францию свою экономику и внешнюю торговлю. Этот опыт вполне может быть востребован в России и для России в контексте не только административного и экономического управления отдаленными территориями РФ, но также и для развития финансово-экономической интеграции России со странами СНГ.
Даже в годы фашистской оккупации большей части европейской Франции почти все ее зарубежные территории не только остались в составе французского государства, но и стали главными базами, в том числе экономическими, общефранцузского сопротивления фашизму. Кстати, золотой запас Франции в годы оккупации был вывезен на французский карибский остров Мартиника и хранился там до 1945 года. А затем те же территории смогли стать "точками отсчета" обеспечения ресурсами и кадрами восстановления и развития Французской Республики, потому что еще в годы войны генералом Шарлем де Голлем были разработаны основы долговременной социально-экономической, административной и военной политики французского государства в его зарубежных территориях (Браззавильская декларация 1944 года). Да ведь и сегодня многие франкоязычные страны, которые были в составе Французского союза (1950-1970-е годы), как и зарубежные французские территории, являются составной частью, во-первых, экономики Франции, а во-вторых, франкофонного экономического, военно-политического и культурно-языкового пространства. Разве все это - не предмет для изучения?..
Тем временем российские регионы, в том числе отдаленные от Центрально-Европейской России, в последнее время устанавливают прямые связи именно с зарубежными французскими территориями. Это связано и с востребованностью в РФ опыта взаимодействия Парижа (центра) с отдаленными регионами Франции.
Что касается современной политики Франции в ее зарубежных территориях, в том числе экономической, премьер-министр Франсуа Фийон весной 2009 года представил план долгосрочного экономического развития острова Гваделупа (около 1200 кв. км), расположенного в Карибском регионе рядом с другим французским островом - Мартиника. Если реализация этого плана, уже осуществляемого, покажет его эффективность, аналогичный документ вскоре будет реализован на Мартинике и на расположенных на юго-западе Индийского океана французских островах Майотта и Реюньон, экономики которых схожи с гваделупской.
План предусматривает, в частности, повышенные цены на местную продукцию, поставляемую в европейскую Францию; субсидирование низких цен и тарифов в самой Гваделупе; стимулирование развития мало- и среднемощных предприятий по переработке разнообразного местного сырья, как и сырья из европейской Франции; уменьшение квот на ввоз на Гваделупу тех товаров и услуг из европейской Франции, которые в достаточном для местного спроса объеме производятся или могут в таком объеме производиться на Гваделупе; повышение пособий по безработице до уровня, превышающего на 15% прожиточный миниум на острове; стимулирование местных систем бесплатного образования и лечения.
Схожие меры административно-экономического регулирования применяются на остальных зарубежных территориях Франции. Такой опыт может представлять не только информационно-научный, но и практический интерес в плане стимулирования социально-экономического развития, например, Калининградской, Сахалинской, Мурманской, Магаданской областей, Камчатского, Приморского, Хабаровского краев.
Кстати, во властных структурах и экспертном сообществе Калининградской области периодически обсуждается вариант статуса, аналогичного французским "заморским" территориям. В частности, эту идею поддерживает полпред президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов: по окончании состоявшегося в марте 2009 года заседания экспертного совета по вопросам развития Калининградского региона он заявил: "По-моему, статус заграничной территории, помимо того, что фиксирует ситуацию определенной географической оторванности региона, одновременно показывает, как эту оторванность надо ликвидировать". Эта оценка созвучна французской. "Именно заморские департаменты и территории являются катализатором удивительной стабильности и "многоликости" Пятой республики, - убежден Жан-Поль Вирапуйе, сенатор Французской Республики от Реюньона в 2003-2008 годах. - Например, заморские департаменты Мартиника, Гваделупа, Гвиана и Реюньон пользуются теми же правами и той же правосубъектностью, что и европейские департаменты метрополии".
В отношении же большинства бывших французских владений с 1960-х годов существует в рамках Французского сообщества единое финансово-экономическое пространство с Францией, которая в 1960-1990-х годах выпускала для большинства этих стран африканский франк - "Франк КФА". Да и сегодня объемы эмиссии евро для тех же стран регулярно оговариваются Францией и с Европейским Центробанком, и с этими государствами. Столь отработанная финансово-экономическая система позволяет многим франкоязычным странам - экс-французским территориям - предотвращать "долларизацию" и ее последствия, иметь стабильно выгодные торговые отношения с бывшей метрополией, покрывать госбюджетный и внешнеторговый дефициты с помощью французского казначейства. Политическая значимость такой системы, в том числе для самой Франции, тоже очевидна. Так, эти страны получают повышенные на длительный период цены на свою продукцию и услуги, вывозимые во Францию (в том числе на ее зарубежные территории); льготные условия кредитования; пониженные цены на импортируемые из Франции оборудование, станки, комплектующие и другую высокотехнологичную продукцию и т.п. Действует также механизм взаимных ценовых компенсаций, исключающий внезапные перепады цен и объемов поставок во взаимной торговле. Поэтому неудивительно, что, по оценкам министерств по делам франкофонии и Сообщества и по делам заморских департаментов-территорий, доля зарубежных территорий Франции и стран - участниц Французского сообщества в обеспечении европейской Франции разнообразным сельскохозяйственным, текстильным, фармацевтическим и парфюмерно-косметическим сырьем ныне превышает 40%, энергетическим и промышленным - до 25%, морепродуктами - почти 25%.
Иными словами, "французское СНГ" имеет пусть не идеальные, но отлаженные механизмы, которые могут быть применимы во взаимоотношениях России со странами СНГ, например при формировании общего таможенно-экономического пространства и зоны свободной торговли. Такова точка зрения многих аналитиков большинства постсоветских стран - России, Беларуси, Молдавии, Азербайджана, Армении, Казахстана, Туркмении, Узбекистана.
Кроме того, европейская Франция давно и успешно проводит переселенческую политику в своих зарубежных территориях-департаментах: доля европейских французов в общей численности жителей "заморской" Франции уже давно превышает 65%. Играет важную роль и тот факт, что в заморских департаментах очень ограничены "нефранцузское" предпринимательство, использование иностранных валют и вообще запрещены офшорные зоны. А, например, группы школьников, студентов и выпускников вузов из европейской Франции уже которое десятилетие регулярно направляются в поездки в "заморскую" Францию не только для ее лучшего понимания, но и для работы в "институтах труда, обучения, исследований и взаимопознания"...