Этот приз был учрежден спортивным меценатом Александром Петровым еще в 1993 году. Его лауреата называет строгая комиссия Российского футбольного союза во главе со знаменитым Никитой Павловичем Симоняном. В этом году победителей впервые сразу трое: Курбан Бердыев, Дик Адвокат и Гус Хиддинк.
Приз Хиддинку мы вручали в небольшом ресторане в отеле "Марриотт" на Тверской. Стол с белой скатертью, роскошные фрукты, бутылка шампанского в серебряном ведерце.
Александр Петров: Дорогой Гус, этот приз вручался многим отличным российским тренерам. А вы - первый иностранец.
Гус Хиддинк: Ну-ка, ну-ка, дайте мне этот ваш альбомчик с их фото. Иногда я делаю попытки читать по-русски. Какие имена!
Петров: Да, Романцев, Семин, Газзаев...
Хиддинк: А рядом Лоба (Лобановский. - Ред.), о, наш знакомый усатый друг (Газзаев. - Ред.). Это, по-моему, хоккеист?
Петров: Да, это хоккеист Старшинов.
Хиддинк: Вы знаете, я польщен. Это для меня честь.
Российская газета: А это фото известного вам Виталия Мутко.
Хиддинк: Хорошо известный мне человек, но не тренер. Это наш президент. Иногда бывает, что тренеры думают, будто они президенты, а президенты представляют себя тренерами. К счастью, это не наш случай.
Петров: Знаем, что через полтора часа у вас тренировка.
РГ: Но что если все-таки бокал шампанского за приятное событие?
Хиддинк: Можно. По полбокала. "Вдова Клико"? Тогда стоя. Ваше здоровье! (это уже на русском. - Ред.).
Петров: А это вам еще один семейный подарок - картина известного русского художника Владимира Маслова.
Хиддинк: Спасибо. Вижу, что полотно очень тонкое. А кто он - Маслов?
РГ: Прекрасный живописец. Живет один с супругой вдали ото всех в Белом Городке на Волге.
Хиддинк: Я обязательно повешу эту работу дома. Но только, вы позволите, вставлю ее в другую рамку.
РГ: Может быть, присядем?
Хиддинк: Ненадолго - с удовольствием. Вы меня этими подарками и признанием "Лучшим тренером России" растрогали.
РГ: Как вам в Москве?
Хиддинк: Чувство возвращения домой. Я был действительно дома после выигранного "Челси" финала. Пообщался с братом. Оставался в запасе еще денек, но я решил: надо поскорее в Москву, в Россию.
РГ: В какой форме нашли ребят?
Хиддинк: В хорошей. Правда в хорошей. Некоторые проблемки у Семака.
Петров: Он заходил сюда, смотрел картину Маслова.
РГ: В его коллекции, по словам жены, больше 20 картин этого художника, Сергей считает, что-то около 18.
Хиддинк: У Семака хороший вкус. Сейчас у нас первая тренировка. Посмотрим, как пойдет. Но я вижу: с состоянием духа у команды все в порядке.
РГ: Поздравления с победами "Челси".
Хиддинк: А как вам они? Это же было поразительно, а?
РГ: Для меня поразительно. Вы так быстро привели команду в порядок.
Хиддинк: Давайте я вам признаюсь: я не ожидал, что мы выиграем столько матчей. У некоторых коленки подрагивали во время старта.
РГ: Вы тоже немного боялись?
Хиддинк: Я совсем не боялся. Хотя было опасение, что у некоторых больших звезд... Как вам это объяснить: у некоторых великих звезд вырастают иногда слишком большие крылья. И они думают, что они - самые важные. Они - важны. Но должны отдавать все своей команде. И это у них у всех получалось отлично. Просто отлично. Мне за это и бороться не приходилось. Они знали свои обязанности, понимали, что именно должны клубу, команде.
РГ: Никаких тяжелых чувств после того, как покинули "Челси"?
Хиддинк: Да нет, грустно немного, это правда. Я каждый день работал в "Челси" с большой радостью. Но они знали, что это короткий период. Я сегодня сказал об этом моим ребятам здесь, в России: "У меня не было ни единого момента, даже мига сомнения, типа оставаться или уезжать или да - нет. А многие люди говорили, что "он может задуматься над тем, чтобы остаться. Над ним давление: оставайся, оставайся". Так вот говорю вам: в момент, когда еще только ехал в Англию, я твердо знал, что возвращусь в национальную команду России.
РГ: Вот так просто?
Хиддинк: Конечно, именно так. Ведь у меня было твердое соглашение с Россией, и то, что я с русской командой, то, что я должен с ней сделать, пройти, - это еще даже важнее всех каких-либо заключенных или незаключенных соглашений. Это важно для русских сердец, и, значит, это самое важное.
РГ: Благодарим за верное решение.
Хиддинк: Это даже не решение. Я ничего не решал, все было решено заранее, когда я приступил к работе с русской командой. Поэтому позвольте еще один тост за русский футбол и за вашу прекрасную награду. Не-пло-хе, не-пло-хе (это уже по-русски. - Ред.). Но и в Англии, и России я бы ничего не смог добиться в одиночку. Здесь, в Москве, мне помогали два очень хороших русских помощника Бородюк и Корнеев.
РГ: Как вы относитесь к тому, что иностранные тренеры работают в сильнейших российских клубах?
Хиддинк: Вполне нормально, потому что это нормальное явление. Хорошие тренеры работают в хороших клубах. Они и я, мы все передаем свой опыт нашим русским коллегам. Например, в моем случае это Корнеев и Бородюк. Да если говорить серьезно, не думаю, что шучу, то я сейчас, тренеруя национальную сборную России, уже считаю себя некоторым образом немножечко русским. Вы поедете в Хельсинки?
РГ: Хочется верить.
Хиддинк: Верьте, что мы вас не разочаруем.
Вчера сборная России начала подготовку к матчу отборочного турнира чемпионата мира-2010 против команды Финляндии. Игра состоится 10 июня, и в ближайшие дни команда будет тренироваться в Москве на стадионе имени Стрельцова.
Сбор игроков тренерский штаб назначил в "Марриотт Гранд-Отеле" на 20.00. Но по традиции многие приехали задолго до назначенного времени. "Первопроходцами" стали Денис Колодин, Павел Погребняк и Александр Кержаков. Компанию им составил Гус Хиддинк, который заселился в гостиницу еще в обед. Это обстоятельство спасло голландца от повышенного внимания к собственной персоне - основная масса журналистов прибыла позже и главного тренера уже не застала. Хиддинк к тому времени успел прогуляться по фойе, ответить на пару-тройку общих вопросов и дипломатично удалился в номер. Видимо, отправился решать главную на сегодня проблему - как играть в обороне без дисквалифицированного Александра Анюкова.
Игрокам пришлось куда труднее, ведь вечером их ожидали не только десятки журналистов, устроивших в солидном месте настоящий хаос, но и внушительная толпа болельщиков. Фанаты в фойе зайти не решились - грозный вид охраны не сулил им ничего хорошего, и решили отлавливать кумиров на подходах. "Кудесники мяча" такое проявление народной любви сносили стоически - покорно расписывались в фотоальбомах и блокнотах, улыбались, но издавать какие-либо звуки отказывались. Юркнув в отель, они быстро получали ключи и скрывались в лифте - никаких комментариев для прессы.
Новичок сборной, полузащитник ЦСКА Павел Мамаев к таким картинам еще не привык. Он явно стеснялся и старался не привлекать к себе внимания. А вот появление Романа Павлюченко произвело настоящий фурор. Форвард "Тоттенхэма" подкатил к гостинице на шикарном черном "Порше" и тут же попал в плотное кольцо поклонниц. Скромно шагавший ко входу защитник "Локомотива" Ренат Янбаев еле увернулся от толпы, мчавшейся за Павлюченко. Роман же, хотя от общения и отказался, от такого внимания явно получал удовольствие. Войдя в отель, он устремился не к стойке регистрации, а к своему закадычному другу и конкуренту за место в составе сборной Павлу Погребняку. Нападающий "Зенита" обрадовался товарищу и поспешил занять ему место за столиком. Через несколько минут Павлюченко вернулся уже не в модной майке и джинсах, а в форме сборной России, и форварды принялись болтать о чем-то своем.
Не успели журналисты и персонал отеля прийти в себя от явления одного игрока английской премьер-лиги, как их взорам предстал другой, еще более популярный. Андрей Аршавин прибыл в компании Владимира Быстрова и Игоря Денисова - вся троица лишь полтора часа назад прилетела из Питера. Вошедший следом голкипер "Зенита" Вячеслав Малафеев, завидев толпу репортеров, провожавших Аршавина к лифту, не растерялся и пошел в противоположную сторону. "В этом крыле, похоже, спокойнее", - улыбнулся он, проскользнув почти незамеченным к другому лифту.
Одним из последних прибыл герой недавнего финала Кубка России Евгений Алдонин. Полузащитник ЦСКА не призывался под знамена сборной уже давно и на радостях даже остановился поболтать с журналистами. Правда, на вопросы отвечал совсем недолго - боялся опоздать на общекомандное собрание.
- Этот вызов долгожданный, - улыбался Алдонин. - Я ждал его, стремился к этому и приложил немало усилий. Поэтому я очень рад. Замечательные ощущения. Уже давно не был в сборной, поэтому сейчас меня все удивляет и радует.
Чуть поодаль от всеобщей суеты прогуливался еще один "возвращенец" сборной Александр Кержаков. Его не вызывали в национальную команду больше года, и некогда незаменимый форвард даже не попал на чемпионат Европы. Но удачная игра за "Динамо" в начале сезона позволила Кержакову вернуться. О том, насколько важен этот вызов в сборную для Александра, говорит хотя бы то, что в отель он приехал одним из первых, и даже обстоятельно ответил на вопросы корреспондента "РГ".
Российская газета: Александр, какие ощущения сейчас испытываете?
Александр Кержаков: Все нормально. Никакого внутреннего беспокойства у меня нет. Обычное рабочее настроение. Приехал на сбор и буду готовиться к игре.
РГ: Почувствовали, что с тех пор, как вы не приглашались в сборную, ажиотаж вокруг нее усилился?
Кержаков: В принципе нет. Мне кажется, ничего особо не изменилось. По крайней мере в первый день журналистов всегда было достаточно.
РГ: Вы бывали когда-нибудь в Хельсинки? Представляете, что там ждет сборную?
Кержаков: Да, бывал там. В Финляндии был несколько раз, но что там будет - не знаю, потому что на футболе в Хельсинки я не был. Но пока до матча еще остается неделя. Думаю, тренеры подготовят материалы и все нам покажут.
РГ: Финны неплохо начали отборочный цикл, даже с немцами в Хельсинки вничью сыграли. Что об этом думаете?
Кержаков: Хороший соперник. В этой сборной играют футболисты, которые выступают в ведущих европейских чемпионатах.
РГ: Дома сборная России обыграла финнов - 3:0. В Хельсинки такой результат возможен?
Кержаков: Возможен.
РГ: Расстроитесь, если не выйдете на поле в стартовом составе?
Кержаков: Я максималист, и, конечно, хочу выходить на поле с первых минут.
РГ: В Финляндию собирается много российских болельщиков. Их поддержка важна для вас?
Кержаков: Думаю, их будет столько же, сколько было в Эстонии. Может, чуть побольше. Разумеется, приятно играть, когда тебя поддерживают не только дома.
РГ: Кто-нибудь из родных приедет за вас болеть?
Кержаков: Нет.
РГ: В матчах против Азербайджана и Лихтенштейна сборная добилась результата, но ее игра не впечатлила...
Кержаков: А вы что хотите - результат или игру?
РГ: Результат. Но и игру, особенно после того, что мы видели на Евро. Или требовать от сборной красивой игры неправильно?
Кержаков: В первую очередь правильно требовать попадания на чемпионат мира. А каким способом... Никто же не вспоминал на Евро, как наша сборная туда попала. Вот вам и ответ.
РГ: Что может помешать нашей сборной добиться положительного результата?
Кержаков: Надеюсь, что ничего.
Вчера вечером сборная России провела первую тренировку на стадионе имени Стрельцова. Занятие было открыто не только для прессы, но и для болельщиков. Специально для них была открыта восточная трибуна стадиона. Второе открытое для зрителей занятие запланировано на завтра, 6 июня. Начало тренировки в 17.00.