05.06.2009 02:00
    Поделиться

    Сергей Литовченко: Экономя на "социалке", бизнес наносит ущерб своей репутации

    В минэкономразвития РФ не скрывают, что одна из целей госполитики - активизация потенциала благотворительности как ресурса социального развития общества. Почему благотворительность - это обязательная составляющая социально ответственного поведения любой бизнес-структуры? Изменил ли кризис принципы корпоративно-социальной ответственности компаний? На эти и другие вопросы "РГ" ответил исполнительный директор Ассоциации менеджеров (АМ) Сергей Литовченко.

    На карте само существование бизнеса, до корпоративно-социальной ответственности ли сейчас?

    Понятие корпоративно-социальной ответственности - или сокращенно КСО - в современном обществе стало практически неотделимо от бизнеса. Сегодня можно сказать, что КСО - это принципы ведения бизнеса, которые интегрируются в корпоративную стратегию. Компании легко могут потерять свою устойчивость по причине недостаточного внедрения принципов КСО в общую стратегию бизнеса. Поэтому для любой компании, рассчитывающей на долгосрочное развитие, особенно если речь идет о крупных корпорациях, имеющих в числе своих активов градообразующие предприятия, выбора между спасением бизнеса и корпоративной социальной ответственностью просто не существует. Нормальный бизнес таких компаний без КСО невозможен. Тот факт, что в условиях кризиса кое-где стали сокращать целые отделы, занимающиеся вопросами социальной проблематики, скорее говорит о качестве социальной политики в таких компаниях. Или же о недостаточной глубине проникновения принципов КСО в российскую корпоративную практику. Но ни в коем случае не о том, что бизнес отказывается от КСО, потому что ему сейчас нужно спасать себя.

    Как зависит инвестиционная привлекательность и прибыльность компании от ее социальных инициатив? Есть ли удачные примеры последних кризисных месяцев?

    Такого рода понятия, как "инвестиционная привлекательность" или "стоимость бизнеса" и т.п., сегодня отошли на второй план. Говорить о количественной оценке, а тем более выводить количественные зависимости прибыли от социальных инициатив сегодня уже неактуально. Нужно оперировать качественными показателями. КСО направлена на повышение устойчивости развития бизнеса в долгосрочной перспективе, она работает на репутацию компании, поэтому можно ожидать, что при отсутствии вмешательства со стороны, к примеру, государства компании, интегрировавшие принципы КСО в корпоративную стратегию, имеют больше шансов остаться на плаву.

    Какие проблемы в области КСО обострил кризис? Ваши прогнозы развития отношений бизнеса и государства в этом направлении.

    "Больные точки" КСО в России - это низкий уровень внедрения принципов социально ответственного поведения в общую корпоративную стратегию. Этот уровень сопровождается отсутствием внятных критериев распределения средств, их учета, оценки эффективности программ и организационного обеспечения всего процесса. К сожалению, в большинстве случаев КСО до сих пор выполняет не столько управленческую, сколько пиар-функцию. Соответственно в сложных условиях кризиса с КСО разбираются так же, как с одним из инструментов улучшения имиджа компании: в зависимости от оценки его субъективной значимости.

    Что касается взаимодействия бизнеса и власти в вопросах КСО, то здесь ситуация неоднозначная. Еще до кризиса существовал выбор распределения сфер социальной ответственности между государством и бизнесом. Этот выбор вызван к жизни нашим историческим социально-экономическим наследием. В настоящее время по объективным причинам внимание государства к вопросам социальной политики бизнеса остается повышенным. Прогнозы дальнейшего развития ситуации делать сложно, но если следовать логике управленческих решений (а кризис постепенно подвигает компании к вопросам оптимизации бизнеса), то, возможно, именно в сегодняшних условиях мы наконец придем к правильному пониманию корпоративной социальной ответственности, ее места в общей стратегии развития бизнеса. И необходимости внедрения ее принципов для укрепления любой компании как устойчиво развивающегося, независимого и конкурентоспособного субъекта национальной экономики.

    Хотелось бы поговорить о новых благотворительных проектах российского бизнеса. Настало ли время перехода от оказания бессистемной помощи по разовым запросам к финансовой и организационной поддержке общества в реализации жизненно важных для территорий программ?

    Напомню, что благотворительность является одной из составляющих социально ответственного поведения компании и, по сути, может осуществляться в том числе ситуационно. Для реализации же корпоративной социальной стратегии характерны именно системность и ориентированность на развитие общества, социальной инфраструктуры и территорий расположения предприятий компании. Только такое корпоративное поведение может быть позитивно охарактеризовано с точки зрения внедрения принципов КСО в стратегию развития бизнеса.

    Однако результаты проведенного нами исследования, опубликованного в "Докладе о социальных инвестициях в России-2008", в котором проанализирован опыт реализации социальной политики 102 компаний за 2007 год, говорят о том, что организационное оформление данной деятельности за последние 5-6 лет в нашей стране практически не изменилось. Далеко не во всех компаниях, поддерживающих реализацию социальных программ организационными и финансовыми ресурсами, существует системное представление о том, зачем это делать, как оценивать эффективность подобного рода инвестиций, чем отличается КСО от благотворительности и т.д.

    Предположим, некая компания впервые принимает решение о благотворительности. Что стоит ей посоветовать: ориентироваться на рынок или отрасль или же исключительно на свои стратегические задачи?

    В первую очередь хотелось бы посоветовать не подменять благотворительностью корпоративную социальную ответственность в целом. Но если рассматривать корпоративную благотворительность как составляющую практики КСО в части развития местных сообществ, то к ней должен применяться такой же системный подход, как к КСО в целом. Это значит, что направления, по которым будут выделяться финансовые средства, должны быть продуманы и соотнесены исключительно с целями самой компании.

    тем временем

    Министерство экономического развития разработало Концепцию содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества и направило в правительство РФ законопроект о внесении изменений в Закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и Налоговый кодекс

    справка

    В середине 1970-х годов в странах Европы и США повился термин "корпоративная социальная ответственность" (corporate social responsibility, CSR). Прошло три десятилетия, и весь западный мир привык, что социальные стандарты деятельности (как и формы отчетности о них) едины для всех компаний независимо от отрасли и географии. И что корпоративная социальная ответственность (КСО) - это основа любых эффективных бизнес-стратегий. В России еще четыре года взаимодействие бизнеса и общества в этом плане носило случайный и бессистемный характер. Под социальной ответственностью, как правило, подразумевалась благотворительная деятельность отдельных бизнесменов, целиком зависящая от их личных пристрастий. Чтобы не привлекать внимания проверяющих органов, бизнес предпочитал эту сферу своих интересов не афишировать. Сегодня словосочетание "корпоративная социальная ответственность" прочно вошло в лексикон и политических деятелей, и руководителей ведущих российских компаний. В РСПП был создан и активно действует специальный комитет, занимающийся разработкой социальных проектов бизнеса. Кризис, как лакмусовая бумажка, проявил истинную приверженность компаний КСО-стратегиям. Кто-то пошел на сокращение и снижение зарплат своим сотрудникам, а кто-то заговорил о "моде на благие дела": знаменитости дружно ударились в благотворительность, а количество основанных ими фондов растет. Эксперты убеждены: бизнес обязан помнить о принципах КСО вне зависимости от положения на рынке

    Поделиться