Новости

05.06.2009 02:00
Рубрика: Общество

Конец мятежной эпохи

В четверг в своей квартире найден мертвым лидер хэви-группы "Э.С.Т." Жан Сагадеев

Обстоятельства смерти музыканта, обнаруженного в ночь на четверг повесившимся на телефонном шнуре, сейчас выясняют правоохранительные органы. Жану Сагадееву, который в 80-90-х был яркой и культовой личностью отечественного рока и, пожалуй, его главным секс-символом, 8 июля исполнилось бы 42 года.

Посмертной, прощальной записки рок-кумир не оставил, однако друзьям и поклонникам давно было известно: открытый и эмоциональный Жан всегда жил по своим собственным законам и правилам. Прежде всего это были: вера в друзей и - искренняя, яркая, экспрессивная, честная жизнь. Он жил так, что не сомневался: если товарищу плохо - надо отдать ему свой свитер или, если это в данный момент важнее, последние стакан портвейна и сигарету.

Все началось еще в 80-е: группа "Э.С.Т", которую создал Жан Сагадеев, стала символом честности, куража и безыскусности рока той поры. Музыка создавалась в первую очередь для друзей и ради друзей. А уж потом - ради славы и денег. Случалось, что "Э.С.Т." отказывался от выгодных концертов, если в те же сроки друзья звали сыграть их на своем фестивале - для поддержки, но бесплатно... Чтобы сидеть потом за полночь, пить любимые напитки, говорить обо всем и наутро выдавать такие песни, как "Катюша", "10 веселых лет", "Батька, пожалей, коней". В творчестве группы удивительно пересеклись кураж, почти казацкая - скорее, босяцкая - удаль плюс азарт и ритмы тяжелого рока. Именно "Э.С.Т." играли на знаменитом фетивале "Монстры рока" в 1991 году. А в западной прессе после очередного вояжа "Э.С.Т." в Европу писали: да, это по-настоящему русский рок - с российской национальной героической, порой бесшабашной душой...

Как пел, так Жан Сагадеев и жил: лихо, весело, ярко. Вернувшись из очередной поездки в Германию, в середине 90-х приехал в офис "БИЗ-интерпрайзиз" и, наверное, потратил половину всего заработанного на спонтанный банкет с друзьями... Музыкальная мода менялась, коллеги по сцене вписывались в выгодные проекты и ловко думали о коммерции - "Ария", "Мастер", "Алиса", Гарик Сукачев... А вот Жан Сагадеев по-прежнему не хотел угождать хит-парадам. В итоге в 2000-е в отличие от тех, с кем вместе начинал, "Э.С.Т." по-прежнему оставался в андерграунде.

При этом женщины традиционно влюблялись в Жана - высокого, худого, с длинными темными волосами, будто заглянувшего на рок-праздник английского лорда, правда, с радушным характером и нерачительным желанием тратить на близких людей деньги, пока не закончатся... Горевал ли Жан оттого, что не стал столь популярен, как того заслуживал? Вида он не показывал и вслух об этом не говорил. А вместо этого старался организовывать свой "Э.С.Т.-Фест" - чтобы наряду с его группой там играли и друзья, и интересные начинающие коллективы. Тратил на это те деньги, которые "Э.С.Т." зарабатывал концертами (последние год-два группа давала их, как правило, не чаще 3-4 раз в месяц).

Конечно, сценичного и образованного, умеющего владеть вниманием аудитории Жана (что, конечно, наследственное - в память его отца Артура Владимировича в Университете имени Патриса Лумумбы даже организовали "Сагадеевские чтения") приглашали на телевидение. Он вел умное шоу, строил содержательные беседы о музыке, но был сотрудником не угождавшим и оттого - мало угодным: Жан отказывался приглашать в эфир людей, которых ему навязывали ради рейтингов. Спорил: эти люди не имеют отношения к настоящей музыке. Программу Жана в итоге закрыли...

Увы, девиз "Живи быстро и ярко - умри молодым", внедренный и успешно испробованый американским гитаристом-виртуозом Джими Хендриксом, до сих пор никто не отменял. Люди 80-90-х - они другие. И в 2000-х уже все сложнее жить "жизнью-горением" - только ради искренности творчества, независимости, друзей и "невыносимой легкости бытия"... Однако все-таки не все готовы с этим соглашаться.

Общество Утраты Культура Музыка
Добавьте RG.RU 
в избранные источники