"В городе идет строительство 3280 объектов, более 1 тысячи вводится в эксплуатацию, - такие цифры назвал председатель Мосгосстройнадзора Анатолий Зайко. - Все они должны быть доступны для инвалидов, которых в Москве - 1,2 миллиона, то есть практически каждый десятый житель".
Такую задачу поставила столичная власть. Причем не на перспективу, а в конкретные сроки. "За 2 - 3 ближайших года в городе нужно создать все условия для беспрепятственного передвижения маломобильных граждан", - заявил на недавнем заседании координационного совета по делам инвалидов мэр Юрий Лужков.
Уже с этого года, объявленного в столице Годом равных возможностей, Мосгосстройнадзор не принимает к вводу объекты, где не выполнен раздел о доступности инвалидов. В комитете создана специальная группа экспертов из 26 человек, которая занимается этой проверкой на всех стадиях строительства - от проектирования до ввода в эксплуатацию. Вместе с ними инспектируют стройки представители столичного департамента социальной защиты и городского общества инвалидов.
С января по май выявлены нарушения на 117 практически готовых объектах, среди которых социально важные - физкультурно-оздоровительные комплексы (ФОКи), школы, жилые дома. Они проектировались раньше, когда требования не были столь жесткими, поэтому здесь "для галочки" сделаны лишь пандусы, в лучшем случае, и подъемные платформы для колясочников (кстати, с их вводом в эксплуатацию немало проблем - лифтовые службы не хотят брать их на обслуживание.) Но есть еще слепые и глухие люди, о которых строители не позаботились. Поэтому им пришлось устранять недоделки. А по 29 объектам проектная документация была возвращена для корректировки. Полностью всем требованиям соответствуют, по словам Зайко, около 50 проверенных объектов.
Что должно быть в идеале? Здесь, кроме пресловутых пандусов и подъемников, - масса других вещей, которые, впрочем, не требуют больших расходов и усилий. Например, чтобы слепой человек попал по назначению, лифт необходимо оснастить кнопками со шрифтом Брайля и звуковым сигналом, сообщающим номера этажей. На одном из московских ЖБИ уже налажен выпуск плит со специальным тактильным нанесением для слабовидящих. В общем, можно создать все условия, чтобы инвалид без посторонней помощи смог передвигаться по городу.
Сложнее приспособить не новостройки, а старые объекты. Только если они попадают под реконструкцию, к ним предъявляются такие же требования. А, например, в Берлине, который занимается этой работой с 1993 года, нашли простой выход: инвалидам предлагают переселяться в уже полностью приспособленные дома. Но там почти нет частных домов - все квартиры в аренде, поэтому проблем с переселением не возникает. В Берлине везде на улицах можно встретить инвалидов. Москва, которая тоже стремится стать "Городом без барьеров", пока остается полосой препятствий. Вот для колясочников понижают на дорогах бордюрный камень до 20 миллиметров - по существующему нормативу. Но и такую высоту одолеть могут только молодые и сильные инвалиды. И уклон пандусов слишком крут. Теперь, как сказали представители Мосгосстройнадзора, специалисты будут пересматривать нормативы.
В мае в городе объявлен смотр-конкурс "Город для всех", в котором может принять участие любая организация, которая старается сделать свое здание, территорию доступными для маломобильных горожан.
Кстати
Сегодня - День социального работника. Это профессиональный праздник тех, кто заботится об инвалидах и других нуждающихся в помощи. В Москве этим благородным делом заняты 38 тысяч человек.