Легендарная Штеффи Граф приняла из рук президента Французской федерации тенниса Жана Гашассена Кубок победительницы Открытого чемпионата. Вручила его Светлане Кузнецовой, и волна аплодисментов накрыла центральный корт знаменитого спорткомплекса.
Во французской столице сейчас говорят: это настоящее дежавю, снова российские девушки захватили Париж. И действительно, ровно пять лет назад тогда 23-летняя Анастасия Мыскина - кстати, Свете сейчас столько же - устроила настоящую сенсацию, выиграв здесь престижнейший турнир "Большого шлема". Ее соперницей была соотечественница, ставшая в прошлом году золотой медалисткой пекинской Олимпиады Елена Дементьева. Сейчас сценарий повторился: финал был стопроцентно нашим. Свете в завершающем поединке противостояла первая ракетка мира Динара Сафина.
Первый сет начался с пристрелки. Постепенно инициатива перешла в руки Светы. Динара допускала одну за другой невынужденные ошибки, и первый сет остался за Кузнецовой - 6:4. Во втором Сафина попыталась переломить ход игры, но не вышло. В итоге победа Светы - 6:4, 6:2.
После вручения кубка Кузнецова пообщалась с журналистами, а затем отправилась праздновать победу с друзьями, прилетевшими из России.
Своими впечатлениями от "Ролан Гарроса" Светлана Кузнецова поделилась с корреспондентом "Российской газеты".
Российская газета: Света, примите поздравления с победой от наших читателей. Ваш путь к победе в Париже был долгим. В 2006-м в финале уступили Жюстин Энен, в прошлом году в полуфинале сильнее оказалась Динара Сафина. И вот "Большой шлем" во французской столице. Как вы думаете, почему это произошло именно сейчас?
Светлана Кузнецова: По-другому мыслить стала, научилась давление сбрасывать. Ведь мы живем один раз, и надо это делать так, как считаешь нужным. Теннис я люблю из-за эмоций, которые он дает. Поэтому надо просто стараться не соскальзывать в стресс и получать удовольствие от игры. Получается - хорошо, нет - ничего страшного. Те, кто меня любит, это чувство испытывают не потому, что я чемпионка и на моем счету столько-то выигранных турниров, а потому, что я такая, какая есть.
РГ: Что для вас было важнее: выиграть Открытый чемпионат США в 2004 году или же "Ролан Гаррос"?
Кузнецова: Трудно сказать. Для меня эти два турнира - самые любимые. Так что ставлю их на один уровень. Откровенно говоря, победа в Париже много стоит. Ведь пришлось играть против лучших игроков. Одержала верх над Сереной Уильямс - во второй раз за всю мою карьеру, над полькой Радванской, с которой мне всегда трудно играть. И наконец, Динара в финале.
РГ: Раньше в вас было больше нервозности, срывов. Наступила внутренняя перестройка, переоценка ценностей?
Кузнецова: Взрослею. Больше прислушиваюсь к себе. Чего я стою в спорте, уже хорошо знаю и не пытаюсь ничего никому больше доказывать. Действительно, можно сказать, что наступила внутренняя гармония.
РГ: Как провели день перед финалом?
Кузнецова: Немного потренировалась, кое-какие процедуры проделала. Конечно, продумывала тактику предстоящей игры. Но в целом старалась не расходовать силы и приберечь их для матча.
РГ: Не мешало играть то, что подвернули ногу в матче с Агнешкой Радванской?
Кузнецова: Я не люблю жаловаться на болячки. Действительно, с ногой была неприятная история. Забинтовала ее, и оказалось - не очень удачно, натерла мозоль в следующей игре с Сереной Уильямс. Так что в полуфинале было играть некомфортно. К счастью, перед поединком с Динарой физиотерапевт так хорошо "упаковал" и щиколотку, и мозоль, что больших проблем у меня тут не было.
РГ: Света, обратила на себя внимание ваша реакция на победу. Такую гору своротили, было видно, что взволнованы. Но без того, чтобы ликовать через край, всячески демонстрировать радость.
Кузнецова: Динаре-то ведь обидно, что проиграла. А я ее очень уважаю. В принципе, когда играю с друзьями, стараюсь не показывать чрезмерных эмоций, в том числе и в случае победы. После последнего гейма второго сета я повернулась к своим болельщикам, перекрестилась. Для меня это важно: Бог помог.
РГ: Довелось разговаривать с Сафиной, и она сказала, что она ценит вас как человека чистого и откровенного. Вы ведь с ней знакомы немало лет...
Кузнецова: Приятно, что Динара так обо мне отзывается. На самом деле у нас с ней всегда были прекрасные отношения. Немного мешает, что мы соперницы в теннисе, а так были бы лучшими подругами. Тем не менее мы часто советуемся друг с другом, обсуждаем подчас непростые жизненные ситуации. Мы обе пашем, работаем. Понимаем, что корт - это одно, а жизнь за его пределами - другое дело. Каждый из нас концентрируется на своей карьере, что не мешает относиться друг к другу по-человечески, а это очень важно.
РГ: Что для вас значило получить кубок победительницы из рук Штеффи Граф?
Кузнецова: Ведь это легендарная теннисистка! Не могу сказать, что в детстве я много смотрела теннисных матчей, но кого-кого, а Штеффи все-таки знала хорошо. Мне часто ставили ее в пример, и действительно, я очень уважаю ее не только за то, что она достигла в теннисе, но и в обычной жизни. Расставшись с ракеткой, Штеффи смогла создать с Андре Агасси прекрасную семью, у них двое детей. Отрадно знать, что есть такие люди. Перед игрой, кстати, я ее встретила. Вошла в раздевалку, смотрю, а там Штеффи. Увидев меня, она пошла навстречу, а я опешила, даже покраснела. Говорю: "Очень приятно познакомиться", - и добавляю: "Мне иногда говорят, что я на вас похожа, но всегда отвечаю, что Штеффи - это другая теннисистка". После она мне пожелала удачи. Не знаю, может быть, эта встреча мне помогла на корте?
РГ: Что дальше? Добиться первого места в рейтинге?
Кузнецова: Конечно, было бы здорово. Но зацикливаться на этом не намерена. Считаю, что как спортсменка я вполне удалась. По большому счету я не хочу подпадать под тяжесть груза - стать обязательно первой. Мне так хорошо без него. Просто хочу оставаться Светой, жить так, как мне нравится.
Что касается мужского финала, то швейцарец Роджер Федерер ожидаемо выиграл у шведа Робина Содерлинга - 6:1, 7:6, 6:4 и завоевал первый титул в Париже и 14-й в турнирах "Большого шлема" в карьере.
А вот что думает о победительнице ее соперница по финалу "Ролан Гарроса" первая ракетка мира Динара Сафина.
Российская газета: Вы ведь много раз играли со Светой. Как вам показался этот поединок?
Динара Сафина: Давила тяжесть ответственности, атмосфера финального матча большого турнира. Увы, не справилась с напряжением, и игра не пошла.
РГ: Как провели время перед матчем?
Сафина: Отдыхала, смотрела телевизор, с родителями по Интернету беседовала, пораньше легла спать.
РГ: Не тренировались?
Сафина: Утром делала разминку, пробовала корт.
РГ: Марат так и не прилетел?
Сафина: Он накануне улетел в Лондон.
РГ: Светлана рассказывала, что она знает вас с 12 лет. Вы это помните?
Сафина: Знакомы действительно давно. С того самого времени, когда начали играть детские турниры. Помню, как-то она пришла на корт с двухлитровой бутылкой кока-колы под мышкой. Такая забавная. Кто бы мог подумать, что пройдет время - и Света выиграет турнир "Большого шлема".
РГ: Какие человеческие качества Светы вам больше всего по душе?
Сафина: Она мне очень импонирует. Честная, открытая. Из тех, кто ничего не сделает тайком, за твоей спиной. Есть ведь люди, которые тебе улыбаются, а отвернешься - в эту же спину нож воткнут. Света совершенно из другой категории.
РГ: Как вы себя чувствовали перед финалом здесь, на "Ролан Гарросе", в прошлом году и сейчас? В чем разница?
Сафина: Тогда у меня голова кругом шла. Было от чего: вылезти практически из ниоткуда и попасть в финал престижнейшего парижского турнира. Для меня это было в каком-то роде шоком, наверное, поэтому не справилась с волнением. Теперь была настроена по-другому. Все-таки опыта по сравнению с прошлым "Ролан Гарросом" стало больше. Поэтому мысли были одни: выйти на корт, играть в свой теннис.
РГ: Полностью российский финал - второй за последние пять лет.
Сафина: И это хорошо. Думаю, мы хороший стимул для российских мальчишек и девчонок. Как для меня стал большим стимулом финал Насти Мыскиной и Лены Дементьевой в Париже в 2004 году. Тем более я их вообще знала с раннего детства. Какие-то зернышки, может быть, тогда запали в мою душу, а их всходы потом привели ко второму российскому финалу.
РГ: У наших теннисистов "Ролан Гаррос" - один из самых любимых. Почему?
Сафина: Париж мне всегда нравился. Еще ребенком приезжала сюда играть. Одно впечатление от города накладывалось на другое, и сложился имидж Парижа как места, где приятно бывать. В этом году выиграть не получилось. Что ж, приеду сюда в будущем.