В воскресенье состоялись выборы в парламент Ливана, которые многие западные аналитики уже назвали самыми судьбоносными в истории этой ближневосточной страны.
Итоги голосования власти Ливана пообещали огласить днем в понедельник. После выборов спикера парламента 8 июня депутаты должны будут определить кандидатуру премьер-министра. После ее одобрения президентом страны новый премьер приступит к формированию кабинета министров.
По оценкам аналитиков, политическое будущее Ливана во многом зависит от того, победят ли на выборах "прозападники" - правящее большинство, опирающееся на помощь США и умеренных арабских стран, или оппозиция во главе с шиитской религиозной организацией "Хезболла", поддерживаемой Сирией и Ираном. В Вашингтоне дают понять, что в случае победы "Хезболлы" и ее партнеров по коалиции США будут вынуждены пересмотреть оказываемую Ливану помощь, в том числе и военно-технического характера.
Главной особенностью ливанского парламента является то, что его 128 мест поделены поровну между христианами и мусульманами (по 64 депутатских кресла). При этом главой парламента назначается мусульманин-шиит. В свою очередь, обе эти половины распределены среди представителей 10 из 18 ливанских общин. У мусульман по 27 мест имеют сунниты и шииты, 8 - друзы, 2 - алавиты. У христиан 34 места отданы маронитам, 14 - православным, 8 - католикам, 6 - армянам, 1 - протестантам и еще 1 - представителям других более мелких общин.
Исхода выборов с большой заинтересованностью ожидали не только около 3,2 миллиона граждан Ливана, имеющих право голоса, но и власти ряда сопредельных государств. Многие аналитики задолго до голосования сходились во мнении, что основная борьба на выборах развернется между правящей Коалицией "14 марта" и оппозиционной Коалицией "8 марта", ударной политической силой которой как раз является движение "Хезболла". Шансы на победу двух ведущих объединений расценивались западными экспертами накануне выборов "как пятьдесят на пятьдесят". А это значит, что после выборов Ливан, скорее всего, по-прежнему останется разделен на два конфликтующих политических лагеря.
По мнению аналитиков, каждая из коалиций уже обеспечила себе около 60 мест в будущем парламенте. Таким образом, основная борьба развернется за оставшиеся несколько мандатов, которые тем не менее не дадут победившей стороне большой бонус. Аналитики подчеркивают, что будущее парламентское большинство будет иметь преимущество над проигравшей стороной всего в два-три депутатских мандата. При этом решающими могут стать голоса ливанских христиан, симпатии которых делятся между обеими политическими коалициями.
Западные эксперты неоднократно обращали внимание на тот факт, что "западники" и "просирийцы" в ливанском парламенте разделяют настолько непримиримые противоречия, что они делают практически невозможным достижение компромисса между двумя политическими силами по ключевым внутри и внешнеполитическим аспектам жизни Ливана. Тем не менее в ходе предвыборных выступлений по сравнению с предыдущими выборами увеличилось число кандидатов, которые хотят "сделать Ливан преуспеващей и процветающей страной, равноудаленной и от Вашингтона, и от Дамаска".