08.06.2009 08:00
    Поделиться

    Дмитрий Медведев: От глобального кризиса не закрыться никому

    Дмитрий Медведев обрисовал перспективы выхода из кризиса

    Петербургский международный экономический форум породил широкую дискуссию на самую горячую сегодня тему. Однако вся элита экономики мира так и не смогла решить главную головоломку - где же дно кризиса, от которого мировая экономика сможет начать новый рост, и что еще придется до этого пережить.

    О кризисе на петербургском форуме говорили и год назад. Тогда первые симптомы будущих проблем казались такими далекими, как и породившая их Америка, а Россия еще оставалась островком стабильности. За год изменилось многое. Тем, кто рассчитывал, что финансовые проблемы в США - явление временное и локальное, пришлось разочароваться. "Закрыться от действительно глобального кризиса не удалось никому", - признал президент Дмитрий Медведев, выступая на открытии форума.

    Оказавшись в одной идущей ко дну лодке, государства осознали, что спасение кроется только в совместной работе. Это, возможно, спасло всю мировую экономику от самых печальных сценариев развития. "До полного согласия и принятия абсолютно конкретных общих решений пока еще дело не дошло, но прогресс здесь очевиден: созданы некоторые институты, которые позволяют вести открытый с учетом интересов всех ключевых участников диалог для выработки взаимовыгодных решений, - заявил российский лидер.

    - Прежде всего я мог бы здесь упомянуть Совет по финансовой стабильности, который сегодня объединяет все двадцать ведущих экономик. Мы рассчитываем на то, что уже скоро он заработает на полную мощность".

    Со сценариями развития мировой экономики в ближайшее время никакой определенности при этом нет. Лучшие умы по всему миру по-прежнему пытаются нащупать дно кризиса, делая это по сути вслепую. Накануне форума многие, глядя на рост биржевых индексов, постепенно заговорили о первых симптомах оживления. Дмитрий Медведев оказался не склонен поддаваться оптимизму. "На мой взгляд, шампанское открывать еще совсем рано, - остудил президент России. - Недаром кто-то из экономистов подметил, что финансовый кризис - это растение многолетнее и очень живучее". Из латинского алфавита для определения краткосрочных графиков развития мировой экономики подошли буквы L, V, U, W.

    Дмитрий Медведев предпочел не заниматься гаданием, пытаясь со своей стороны определить, где дно мирового кризиса. Российский лидер вместо этого в очередной раз попробовал обрисовать, каким он видит финансовый рынок в будущем. "Первое. Нужно договориться о порядке разработки новых стандартов регулирования финансовых рынков, финансовых институтов", - подчеркнул президент.

    Здесь миру придется избежать двух крайностей - консервации сложившихся систем или резкого усиления регулирования. Первый путь не только никому не поможет, а, скорее, станет прямой дорогой к новому кризису. Второй путь приведет к замедлению экономического развития даже после общей стабилизации экономики.

    - Решения, которые мы принимаем, видимо, необходимо искать прежде всего в плоскости восстановления доверия друг к другу, - считает Медведев. - Нам требуется не огромный массив каких-то новых международных правил, а эффективные и прозрачные правила игры, создающие мотивацию к рациональным действиям у всех.

    Вторая задача, по мнению российского президента, заключается в реализации решений "двадцатки" в части реформирования международных финансовых организаций. Здесь от мирового сообщества требуется решительность. "Нель зя ограничиваться косметическими изменениями, как бы того ни хотелось отдельным государствам, а может быть, и самим международным финансовым организациям, - заявил Дмитрий Медведев. - Это должны быть принципиально новые финансовые институты, где не будет доминирования отдельных политических сюжетов, политических мотивов или доминирования отдельных государств".

    Возможно, после того как мировые финансовые институты себя дискредитировали, кто-то даже предлагал от них отказаться. Российское руководство против таких резких движений. Без таких организаций просто некому будет выполнять функции раннего предупреждения кризисных явлений, координации макроэкономической политики в масштабах всего мирового сообщества и выполнять функции надзора за функционированием международной валютной системы.

    Стабильная работа валютной системы мира - это третий вопрос, который надо решить, чтобы не повторять ошибок этого кризиса. Стабильность валютной системы определяют резервные валюты. Например, наличие в Европе евро во многом смягчило кризисные явления в этой зоне. Поэтому совершенно объективной выглядит тенденция к созданию и других резервных валют в Юго-Восточной Азии, в Латинской Америке.

    На пространстве СНГ резервной валютой мог бы выступить российский рубль. "Поэтому наша задача заключается в том, чтобы сделать рубль более привлекательным, удобным, надежным средством расчетов для наших компаний, для наших соседей, для всех, кто хотел бы использовать его в своих расчетах", - заявил российский лидер.

    В результате произойдут перемены в относительной силе валют. "Результатом этих действий является и повышение роли специальных валютных инструментов, таких как специальные права заимствования МВФ, - подчеркнул Дмитрий Медведев. - Структура этой своеобразной, можно сказать, уже наднациональной валюты, учитывая возрастающий вес региональных валют в международных расчетах, видимо, будет постепенно меняться".

    - В условиях, когда реализация экономических интересов эмитентов резервных валют напрямую влияет на состояние глобальной экономики, уходить от обсуждения этих вопросов было бы ошибкой, и мы об этом прямо говорили в ходе последнего саммита "двадцатки", который состоялся в Лондоне, - напутствовал российский лидер.

    - На тех, кто принимает сегодня решения, лежит ответственность за то, чтобы сделать глобальную экономику более здоровой и устойчивой, менее уязвимой к глобальным рискам, - заключил Медведев. - Нынешний кризис несомненно приведет к переформатированию мира. И я думаю, что это для всех присутствующих здесь очевидный вывод. В результате сменятся лидеры экономического развития, модели поведения в экономической сфере, модели функционирования самих экономических рынков. А новым моделям, которые будут созданы, еще придется пройти испытание на прочность и доказать свою эффективность.

    Поделиться