В рамках Петербургского форума говорили не только о новых правилах финансовой системы. Новые правила российское руководство предложило также для мировой энергетики и продовольствия.
Опыт выхода из экономического провала у России есть. После 1998 года страну вытянула энергетика - в частности, активное развитие нефтяной и газовой отрасли. К сожалению, опыт мирового кризиса конца 90-х учтен не был и многие из нынешних кризисных тенденций сказались на нас острее, чем на других. "Это связано и с очевидными недостатками в структуре российской экономики, преодолеть которые за последние годы за период реформ мы, к сожалению, не успели, - отметил Дмитрий Медведев. - Я имею в виду пресловутое доминирование в структуре нашего экспорта, а также на финансовых рынках компаний, которые занимаются только добычей сырья".
Впрочем, стабильно работающий рынок энергоресурсов и сегодня является одним из определяющих факторов оздоровления мировой экономики. А с точки зрения России, укрепление нефтяного рынка важно еще и для пополнения собственных доходов. Главы крупнейших энергетических компаний в рамках форума приняли участие в сессии "Сколько стоит нефть?", пытаясь на словах проговорить, каким они видят справедливый нефтяной рынок.
"Без нормализации работы на нем выход из кризиса невозможен", - предупредил вице-премьер российского правительства Игорь Сечин, который задавал тон всей дискуссии. Путей здесь несколько. В первую очередь на рынке должна установиться справедливая цена на нефть. "Сегодня нет фундаментальных причин видеть цену выше 70 долларов, - уверен глава "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов. - И нет фундаментальных причин видеть цену ниже 40 долларов".
В ходе сессии даже провели специальное голосование, предложив сначала простым слушателям мероприятия определить свое равновесие на рынке нефти, а потом дали это сделать главам энергокомпаний. Удивительным образом мнения совпали - и те и другие считают, что справедливая цена нефть находится в районе 70-80 долларов за баррель.
"Мы все стремимся к тому, чтобы цены, по которым продаются энергоносители, в том числе цены на нефть, были действительно справедливыми", - подчеркнул Медведев. Существуют угрозы, что в ближайшие несколько лет, а может и раньше, цена нефти снова выстрелит до 150 долларов. Причин тому несколько. Во-первых, сокращение вложений в разведку и разработку. "Если капиталовложения не восстановятся, то через 2-3 года получим 150 долларов", - предупредил Игорь Сечин.
Кроме того, миру пора задуматься о модернизации существующей системы продажи нефти, поскольку она далека от саморегуляции, а цены на нефть определяют далеко не экономические факторы. "Мы не можем и не должны оставаться заложниками неконтролируемого развития событий", - уверен российский вице-премьер.
Предложения Москвы сводятся к трем составляющим - расширение числа коммерческих сортов нефти, которая торгуется на бирже, улучшение механизмов ценообразования и снижение системных рисков. Сегодня на биржах, по сути, торгуются только два сорта нефти - Brent и WTI. В то же время сортов этих стало намного больше. Поэтому необходимо создавать новые биржевые сорта, чтобы система, заявил Сечин, опиралась на глобальный, а не локальный уровень спроса.
Что касается равновесия в ценообразовании, то оно должно определяться только двумя основополагающими факторами - спросом и предложением. А такие факторы, как спекулятивные торги, с нефтяных бирж должны исчезнуть. "По мнению многих независимых экспертов, именно приход на рынок глобальных финансовых игроков стал основой роста цен на нефть в 2002-2008 годах", - рассказал Игорь Сечин. В итоге дошло до того, что объем открытых деривативов достигал 10 миллиардов баррелей, хотя годовая общемировая добыча нефти составляет всего 80 миллионов баррелей в сутки. "Ключевой вопрос - могут ли природные ресурсы как биржевой товар бесконтрольно становиться частью портфеля финансовых инвесторов, - обратил внимание Сечин. - Ограничение участия краткосрочного спекулятивного капитала и его регулирование будет в интересах всех производителей и потребителей нефти".
"Медленно, но верно нефть все-таки двигается к тому показателю, за который вы все коллективно проголосовали, - заметил Дмитрий Медведев, чуть позже встречаясь с лидерами мирового нефтегазового рынка. - Так что, может быть, скоро мы дождемся и 70 долларов за баррель".
Проблем это, правда, не снимает. Особенно это касается тех государств, чьи бюджеты заверстаны с учетом той или иной цены на нефть. У России это 41 доллар, подчеркнул президент, но есть и те, кто рассчитывал на большие нефтяные доходы.
Россия же сегодня склонна не столько гоняться за большей ценой, сколько создать стабильные, единые правила работы в энергетике для большей предсказуемости. "Я имею в виду не только вопросы, связанные с транспортировкой газа и нефти, - напомнил российский лидер. - Я имею в виду энергетику в самом широком смысле этого слова: и ядерную энергетику, и электроэнергетику, и будущие энергетики - новые "зеленые" технологии, нетрадиционные виды энергии".
Нефтяники же в первую очередь обратили внимание президента на необходимость вкладываться в разработку новых месторождений. Если в течение 5-7 лет Россия по-прежнему будет оставаться лидером нефтедобычи, то потребуются инвестиции в Ямал и Восточную Сибирь.
Исполнительный директор Shell Йерун Ван дер Вир в связи с этим намекнул на то, что государство могло бы помочь нефтяникам налогами. "Если в Сибири использовать нынешнюю систему налогообложения и экспортной пошлины, то цена может достигнуть 80 долларов за баррель, - заметил он. - Но если внести существенные изменения в акцизы, в стоимость добычи, чтобы отразить реальную стоимость проектов, то это может сэкономить 40 или 45 долларов". И вообще если государство пойдет на послабления, то и компании с удовольствием отзовутся ростом инвестиций в новые проекты.
- Сейчас практически все государства боятся заниматься уменьшением налогов, - осторожно отреагировал российский президент. - Наоборот, скорее, склонны рассматривать вопрос об увеличении тех или иных платежей, включая платежи за полезные ископаемые, таможенные пошлины, некоторые виды налогов, потому что боятся, что развалится их налоговая база.
У России та же проблема - налогооблагаемая база сжимается. В то же время руководство страны прекрасно понимает, что увеличением налогов развитие бизнеса можно остановить на десятилетия вперед. "Это самый трудный баланс и самое трудное дело для государства - определиться точечно, как все-таки поступить, - подчеркнул Медведев. - Мы в России пока не шарахались из стороны в сторону".
В Петербурге Дмитрий Медведев принял участие не только в обсуждении глобальных экономических проблем. В субботу в городе на Неве открылся Всемирный зерновой форум, ставший актуальным ввиду разразившегося в мире продовольственного кризиса, который привел к значительному удорожанию продовольствия.
"Обеспечение мира зерном - это не только вопрос продовольственной безопасности, - заявил президент. - Это еще и очень сложный социальный вопрос сохранения стабильности в различных регионах мира". Число голодающих в мире сегодня доходит до одного миллиарда человек, от голода каждые пять секунд умирает один ребенок.
Не устраивает Россию ситуация с несогласованностью национальных и наднациональных режимов регулирования и поддержки сельского хозяйства. "Все как будто бы сходятся на том, что избыточный протекционизм вреден для устойчивого развития, в том числе в конечном счете и для развития аграрной отрасли, однако он процветает и часто приводит к спекулятивным ситуациям на рынке зерна", - снова указал российский президент.