Кардинальные изменения многих рыночных составляющих во всех отраслях сегодня происходят во всем мире. Однако, cогласно проведенному KPMG масштабному социологическому исследованию, лишь 43% российских бизнесменов готовы менять свою стратегию в ближайший год, 23% - в ближайшее десятилетие. Представители же японских, сингапурских, индийских и китайских компаний планируют внести в свои существующие бизнес-модели в ближайшие 10 лет радикальные изменения.
На рынках Азии затянувшаяся рецессия диктовала необходимость компаниям конкурировать за счет эффективности внутренних процессов, и побеждали компании с наилучшим устройством именно операционных моделей. Сегодня они чувствуют, что исчерпали все внутренние ресурсы и дальнейший успех будет зависеть от возможности кардинально пересмотреть стратегию. У российских же компаний только сейчас появилась необходимость перенести фокус с вопросов расширения бизнеса к вопросам внутренней эффективности операционных моделей для обеспечения наилучших конкурентных позиций.
Исследование показало, что российские компании не в полной мере ощущают необходимость модификации собственной стратегии, вызванную кардинальными изменениями внешних параметров в текущий момент, и ожидают содействия государства.
Одним из аспектов стратегии, на которые должны, по нашему мнению, обратить внимание российские компании, должна стать налоговая стратегия.
При этом необходимо избегать крайностей. Из нашего российского и международного опыта мы знаем, что в период кризиса некоторые компании начинают использовать либо незаконные, либо агрессивные методы налогового планирования. Такое отношение к налогам может теперь выйти боком. Дело в том, что если ранее налоговые органы использовали формальный подход при определении налоговых последствий той или иной транзакции, то в последнее время они все чаще обращают внимание на сущность хозяйственных операций. И при снижении доходов бюджетов эта тенденция будет только усиливаться. Законное устранение неэффективностей в сфере уплаты налогов, на которые ранее в период высокого роста не обращали внимание, может дать крайне высокий результат. Так, например, в период кризиса все большее количество организаций используют в процессе экономического планирования не только оценку налоговой нагрузки на бизнес в отношении прямых налогов, но и проводят дополнительные процедуры в отношении косвенных налогов. Ранее такие процедуры были менее распространены в России из-за большого количества возможностей роста прибыльности, многие из которых перестали быть актуальными в период глобального экономического кризиса.
Существует множество примеров значительной экономии собственных оборотных средств за счет изменения стратегии по косвенным налогам. Так, одна крупная компания путем введения комплекса мер по улучшению работы с документооборотом, системой внутреннего контроля и изменения структуры товарно-денежных потоков снизила размер средств, которые отвлекались на возмещение НДС из бюджета на десятки миллиардов рублей.