Вчера в Москве возбудили уголовное дело по факту обнаружения на Черкизовском рынке крупной партии контрабандной одежды и обуви. Партия нелегального товара была просто фантастической - она стоила два миллиарда долларов.
Статья в Уголовном кодексе, по которой пошел товар, имеет номер 238. Это одна из очень неприятных и "тяжелых статей". В ней речь о производстве, хранении, перевозке либо сбыте товаров и продукции, выполнении работ или оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
На днях председатель правительства Владимир Путин призвал силовые ведомства усилить борьбу с нелегальным производством и контрафактными поставками продукции легкой промышленности. Нелегальная продукция занимает сегодня около 40 процентов российского рынка, контрабанда и подпольные цеха создают существенные помехи для развития экономики.
По словам Генпрокурора России Юрия Чайки, в прошлом году количество только зафиксированных фактов контрабанды увеличилось на 14 процентов по сравнению с 2007-м, всего зарегистрировано 7,5 тысячи преступлений, при этом рост продолжается и в этом году. Главный прокурор страны говорит, что даже эта статистика не отражает реального положения дел.
Обнаруженный контрабандный товар хранился на складах группы компаний АСТ, расположенных на территории Черкизовского рынка. Следствие выяснило, что до сентября прошлого года группа пока не установленных граждан через Балтийскую таможню, а также через некие другие каналы поставки перевезла на эти склады одежду, обувь и другие товары.
Найденные оперативниками вещи были без товарно-транспортных и складских документов. Всего на складах из 6 тысяч контейнеров пока осмотрено и изъято 58 контейнеров с детскими товарами, которые не отвечали никаким требованиям безопасности. Их уже признали вещественными доказательствами по уголовному делу.
По результатам уже сделанных экспертиз, предметы детской одежды и обуви не просто не соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Страшнее другое - если их использовать или, например, долго хранить, то они создают угрозу жизни или здоровью человека. Вывод экспертов однозначен: детские товары не подлежат реализации населению. Сейчас решается вопрос об их уничтожении. В отношении остальных товаров, изъятых на складах, пока санитарно-эпидемиологическая экспертиза только ведется.
Пока следователи работают на рынке, пресса Турции ярко расписывает, что российский предприниматель и совладелец столичного Черкизовского рынка Тельман Исмаилов близок к покупке футбольного клуба турецкой Суперлиги "Антальяспор" и открыл дорогущий отель.
Закрыть самый крупный в столице Черкизовский рынок - он занимает 72 гектара дорогой московской земли - городские власти обещают давно. А в начале 2007 года, когда в стране началась борьба с засильем нелегальных мигрантов, вышло даже распоряжение мэра Москвы Юрия Лужкова о его поэтапной ликвидации.
Комментируя этот документ на одном из "Деловых завтраков" в "РГ", руководитель департамента потребительского рынка и услуг города Владимир Малышков признался: по его оценке, не менее чем на 40 процентов товарооборот там, как, впрочем, и на любом московском рынке, является нелегальным. На вопрос, сколько же денег украли торговцы из столичной казны с помощью утаенных налогов и пошлин, он сказал: "Московская торговля дала за прошлый год в городской бюджет 88 миллиардов рублей, а все рынки, занимающие в товарообороте города 23-24 процента, менее 5 миллиардов рублей". И заверил: "Через три года, то есть к 2010 году, в городе останутся только сельскохозяйственные и некоторые специализированные рынки. А вся эта клоака смешанных рынков - черкизовские, измайловские и прочие - будет закрыта. Все до одного".
Чтобы не быть голословными, городские власти вскоре даже представили проект, как изменится эта часть города на востоке столицы, какие новые дома, парки, теннисные корты и велотреки появятся на месте уродливых торговых павильонов и заборов между Сиреневым бульваром и Измайловским шоссе.
Время, отпущенное на ликвидацию рынка, подходит к концу, а торговля на Черкизовском продолжает кипеть. Сначала чиновники объясняли это тем, что задерживается прокладка Четвертого транспортного кольца, которое должно пройти по территории рынка, так, дескать, зачем его спешить сносить. Потом кризис в мире начался, и как бы сам собой встает вопрос: надо ли в такое время сокращать рабочие места? Контрабандистам же только того и надо - контейнеры с нелегальным товаром приносят им все новые и новые миллиарды долларов.