Члены Совета Федерации внесли в Госдуму проект закона, который позволяет муниципалитетам и внебюджетным фондам размещать средства на депозитах в комбанках. Воспользоваться этим ноу-хау удастся тем муниципалитетам, в бюджетах которых расчетная доля трансфертов из федерального или регионального бюджетов в течение двух из трех последних лет не превышала 20 процентов объема собственных доходов. Речь идет о 200 муниципальных образованиях. Такое же право сенаторы намерены распространить и на государственные внебюджетные фонды, в том числе территориальные. Порядок размещения на банковские депозиты должно определять или правительство, или исполнительные органы госвласти субъектов РФ, считают сенаторы. Требования к кредитным организациям, в которых будут размещены средства, должны отвечать требованиям для банков, на депозитах которых могут размещаться средства федерального или региональных бюджетов. Таким образом, надеются сенаторы, муниципалитеты и внебюджетные фонды смогут заработать "на кризисе", а заодно помочь и банкам.
Напомним, что подобное ноу-хау в отношении регионов-доноров было введено соответствующими поправками в Бюджетный кодекс в 2004 году. Причина была довольно проста - на корсчетах лежали "мертвые деньги", не приносящие никакой выгоды для региональных бюджетов. Самим банкам заработать тогда было довольно сложно. Кредитный инструмент развит не очень хорошо, слишком высок процент. А программа внутренних заимствований была закреплена в бюджете, и выпускать больше ценных бумаг, идя на поводу у банков, никто не был намерен.
Однако мало что изменилось за эти пять лет на рынке. Инструментов как не хватало, так и не хватает. Вкладываться в ГСО-ОФЗ сейчас практически нереально, предложения минфина с трудом находят покупателей госбумаг. И вряд ли удастся реализовать нынешнюю программу госзаимствований на сумму в 429 миллиардов рублей. А так внакладе не останутся ни банки, ни муниципалитеты и внебюджетные фонды, получив возможность заработать на своих, лежащих "мертвым грузом" на корсчетах средствах. Это подтверждают сенаторы, считая, что расширение возможности для инвестирования средств позволит местным бюджетам и внебюджетным фондам компенсировать возможные потери от влияния негативных макроэкономических факторов.
Что касается регионов, которые как раз больше всех проседают из-за кризиса, то для них утверждены новые правила предоставления бюджетных кредитов. Речь идет, напомним, о сумме в 150 миллиардов рублей. Как таковая процедура, отмечают в минфине, практически не изменилась. Федеральный центр, как и прежде, будет предоставлять средства на покрытие кассового разрыва, ликвидацию стихийных бедствий и ремонт автомобильных дорог, за исключением федеральных трасс. Новшество в том, что появилась новая цель для кредитования - частичное финансирование дефицита бюджетов. По подсчетам минфина, потери региональных бюджетов из-за кризиса в текущем году должны составить как минимум 800 миллиардов рублей. На кредиты регионам в бюджете зарезервировано 150 миллиардов, которые будут предоставляться под одну четвертую ставки рефинансирования (около 3-4 процентов годовых).
Обращаться за кредитами регионы будут в минфин. Причем получить деньги можно будет на любые цели, так как причины дефицита бюджета каждого региона могут быть разные. Процедура будет выглядеть так: в заявке требуется указать доходы и расходы за истекший период финансового года, прогноз по ним и по источникам его покрытия на время заимствований, источники и сроки погашения кредита. Объем кредита и срок его возврата будет утверждать глава минфина.
Сказать, что региональные власти обрадовались такому положению дел, значит покривить душой. С одной стороны, условия кредитования хорошие, отмечают губернаторы. Ставка в 3-4 процента сегодня практически нулевая. На рынке таких дешевых денег попросту нет. Однако долг придется отдавать, так что региональные власти ищут способы встать в очередь к минфину за дотациями, которые будут направлены на сбалансированность бюджетов.